Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

2 123 қаралым

Методы работы и рекомендации психологам для инклюзивного обучения

0

Жандарова Анастасия Сергеевна

психолог ШГ №39 имени И. В. Панфилова

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что в настоящее время все больше и больше детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Инклюзия – это активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума. В образовательной области – это форма обучения, при которой учащиеся с ОВЗ имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели и обеспечиваются необходимой поддержкой.
Целью коррекционной работы являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на занятиях, так и в свободной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.
Инновационные методы воздействия в деятельности психолога становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении различных трудностей у детей. На фоне комплексной помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.
Немного подробнее о каждом из методов.
Важная роль отводится работе по развитию мелкой моторики и координации движений руки. Так как является не только важной частью подготовки к письму, но и развивает мыслительные процессы.
Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Игры с цветными крышками. С помощью этого яркого, гигиеничного, наглядного материала  дети знакомятся с понятиями основных цветов, сравнением величин, развивают мелкую моторику рук и умение логически мыслить.
Театрализованная деятельность. С помощью разыгрывания сказок психолог может корректировать различные аспекты учебной деятельности.
Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.
Ниткография — выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контур. В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности.
Главными методами обучения школьников с ОВЗ являются практические, наглядные, игровые методы. Следует напомнить, что все эти методы в реальном процессе обучения используются в совокупности, в различных комбинациях друг с другом, а не изолированно.
Наглядные методы
Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы)
Практические методы
Практические методы обучения — это такие методы, с помощью которых педагог придает познавательной деятельности детей, усвоению новых знаний, умений практический характер.
Игровые методы.
Достоинство игровых методов обучения заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.
Активные  методы обучения. Использование активных методов обучения и воспитания при работе с детьми с ОВЗ особенно важно, т.к. у данной категории детей отмечается низкий уровень познавательной активности, незрелость мотивации к познавательной деятельности, сниженная способность к приёму и переработке информации, недостаточная сформированность операций анализа, сравнения, синтеза, отвлечения и обобщения.
Такие методы, как «Подарки», «Комплименты», «Здороваются носики», помогут нам начать деятельность, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой.
Следующий пример активного метода – это презентации учебного материала. Можно использовать такой метод, как «Цветик-семицветик». В процессе деятельности учителю регулярно приходится сообщать новый материал. Данный метод позволят нам сориентировать детей в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На информационную доску прикрепляется «Цветик-семицветик». В центре его указывается название темы. Каждый лепесток цветка заполнен, но закрыт. Открывая лепесток, дети узнают, что произойдет с ними, какое задание им нужно выполнить.
В ходе совместной деятельности используется такой активный метод, как релаксация. Цель данного метода – повысить уровень энергии и сбросить излишнюю напряженность, возникшую во время занятия. Как правило, это может быть физкультминутка, подвижная игра.
Можно использовать активный метод «Кафе», с помощью которого можно подвести итоги. Воспитатель предлагает детям представить, что сегодняшний день они провели в кафе и теперь директор кафе просит их ответить на несколько вопросов: Что вам больше всего понравилось? и т. д. Задача воспитателя с помощью этих вопросов выяснять, что дети усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем занятии.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Комплексы упражнений включают в себя: растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, телесные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики, упражнения на релаксацию и массаж.
Активные методы рефлексии.
На занятиях при работе с детьми с ОВЗ наиболее часто используется рефлексия настроения и эмоционального состояния.
Широко используется приём с различными цветовыми изображениями.
У ребенка две карточки разного цвета. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце занятия. В данном случае можно проследить, как меняется эмоциональное состояние ребенка в процессе занятия.
«Дерево чувств» – ребенку предлагается повесить на дерево яблоки красного цвета, если он чувствует себя хорошо, комфортно, или зелёного, если ощущает дискомфорт.
«Море радости» и «Море грусти» – пусти свой кораблик в море по своему настроению.
Рефлексия окончания занятия. Наиболее удачным на сегодняшний момент считается обозначение видов заданий или этапов занятия картинками (символами, различными карточками и т. д., помогающими детям в конце занятия актуализировать пройденный материал и выбрать понравившийся, запомнившийся, наиболее удачный для ребёнка этап занятия, прикрепив к нему свою картинку.

Домашнее обучение школьника. Рекомендации психолога по организации домашнего обучения:
Раз уж мы говорим о том, что домашнее обучение будет показано по состоянию здоровья, то вот мои рекомендации, чтобы и страху поубавить, и уверенность внушить!
1.    Согласуйте с ребенком его график занятий по предметам. Огласите весь список того, что ему нужно будет выучить. Советуйтесь с ребенком, когда и сколько он хочет изучать тот или иной предмет. Возможно, вы пройдете математику первого класса за 2 месяца, оставив ненадолго в стороне все остальные предметы.
2.    Обязательно занимайтесь каждый день — это поможет выработать привычку. Что, естественно, хорошо для самого ребенка. Ему же легче будет потом в жизни. Вся наша жизнь — это привитие полезных привычек. Покажите ему на примере обучения. А дальше он будет делать все сам!
3.    Пусть задания будут маленькими, но ЕЖЕДНЕВНЫМИ! Возможно, это будет просто пересказ того, что вчера было сделано. Превратите обучение в игру
4.    Лучше, если у вас будут часы занятий. Например с 9:00 до 10:00 и с 11:00 до 12:00. Чтобы у ребенка было время передохнуть от занятий. А с утра — потому что это самое лучшее время для работы мозга.
5.    Давайте ребенку полноценно отдыхать. Если постоянно нагружать мозг работой, то в какой-то момент он отключится. Тогда напрягайте тело (тренировка, прогулка, бассейн).
6.    Никакого крика в процессе обучения. Если вы в плохом настроении, лучше отложить урок. Получение новых знаний — это естественная потребность нашего мозга. Не делайте так, чтобы учеба ассоциировалась у вашего ребенка с криком и злыми родителями.
7. Используйте возможности интернета. Пользуйтесь тем, что в интернете сейчас очень много полезных фильмом. Например, ВВС делает отличные научные фильмы. Про животных тоже проще ребенку фильм показать, чем долго и нудно рассказывать и читать. После просмотра у детей обычно повышается уровень интереса к чтению!
8. Разбавляйте процесс обучения мультфильмами. Вы же учите ребенка. Помните об этом. До третьего класса мультфильмы (поучающие, полезные, мультики-уроки) должны быть в вашем арсенале инструментов обучения. НО! В просмотре видео в сети важно следующее: всё, что вы планируете показать ребенку, сначала стоит посмотреть наедине. Возможно, с мужем. Чтобы оценить уровень, качество материала и готовность вашего ребенка.
9. Хотите, чтобы ребенок читал самостоятельно и то, что не запланировано школой — читайте сами! Показывайте пример для подражания. Родители самые первые учителя. Так вы заложите фундамент для погружения ребенка в предмет. Научите его искать и находить информацию, любить процесс познания мира и жизни. В дальнейшем ребенок будет делать уроки САМ.
10. Не акцентируйте внимание ребенка на оценках.
Иногда «похвала для ребенка» гораздо больше значит, чем просто «4» или «5».

Leave A Reply