Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

9 874 қаралым

Эссе «Аль-Фараби – мыслитель цивилизации»

0

Ильясова Сабина,
ученица 9 класса
Пресновская общеобразовательная
школа –гимназия имени И.П.Шухов

 

«Душе, как и телу, присущи здоровье и болезнь.
Здоровье души заключается в том, что состояния ее
самой и ее частей бывают такими, благодаря которым
совершаются всегда благие поступки,
добрые дела и прекрасные действия».
Абу Насра аль-Фараби

Есть люди, имена которых золотыми буквами вписаны в историю мировой культуры. Они навсегда останутся в памяти человечества синонимом мудрости, гениальности и целеустремленности. Среди них имя выдающегося ученого-энциклопедиста и философа арабо-мусульманского средневекового Востока Абу Насра аль-Фараби, оставившего яркий след в общечеловеческом духовном и культурном наследии.
Аль-Фараби внес большой вклад в развитие многих наук. Нет почти ни одной отрасли знания, в которой бы он не оставил глубоких суждений, метких наблюдений и гениальных догадок. Его интересовали как гуманитарные, так и естественные науки. Математика и астрономия, естествознание и медицина, педагогика и психология, логика и теория музыки, социология и этика, философия и право – в этом и есть, уникальность личности аль-Фараби. Абу Насра аль-Фараби можно назвать подвижником науки и философии, так как он добровольно и осознанно отрекся от земных благ и всецело посвятил себя поиску истины.
Аль-Фараби являлся одним из крупнейших представителей – философской системы, взросшей на основе учения Аристотеля. Он был последователем Аристотеля, автором комментариев к его сочинениям, глубоким знатоком его философии. Поэтому еще при жизни его называли «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля).
Многочисленные трактаты, написанные на арабском, были переведены на многие языки мира, в том числе и на русский язык.
В истории философии и науки Средневекового Востока сложно найти мыслителя, равного аль-Фараби, широтой интересов и разносторонностью знаний во многих науках.
Также, Аль-Фараби смог объединить, синтезировать в своем творчестве наиболее значимые достижения и духовные ценности арабской, персидской, греческой, индийской и тюркской культуры. Идеи аль-Фараби оказали заметное влияние на творчество многих известных мыслителей Востока, в числе которых Ибн Сина, Ибн Халдун, Низами, Ибн Бадж, Ибн Туфайль, Ибн Рушд (Аверроэс), и получили у них свое дальнейшее развитие. Труды мыслителя сыграли основополагаю­щую роль в развитии философской мысли Востока, они оказали заметное влияние на философию и науку средневековой Западной Европы, а также философию эпохи Ренессанса.
Философское мышление аль-Фараби было нацелено на открытие рационалистических путей познания.
Аль-Фараби не ставит никаких границ человеческому разуму и  считает, что разум способен проникать в сущность вещей и явлений, раскрывать причины их возникновения и уничтожения и, в конечном итоге, познавать законы природы и первопричины всего сущего. Разум рассматривается мыслителем как высшее и особое человеческое благо, которое можно и нужно совершенствовать через усвоение философии, которая у него охватывает естествознание, математику и метафизику.
Аль-Фараби разработал собственную онтологию. Он стремится системно познать конструкцию мира. Начало бытия у него выглядит традиционно – это Аллах. Середина – иерархия бытия.
Ещё хотела бы отметить, что аль-Фараби был не просто мыслителем, сблизившим различные культурные традиции. Обладая выдающимся талантом реформатора науки, он стремился систематизировать знания своего времени. Это нашло отражение в его трактате «О классификации наук», который называют своеобразной энциклопедией средневековья. В нем мыслитель перечислил в строгом порядке все науки своей эпохи и определил предмет исследования каждой.
Аль-Фараби проявил себя и как реформатор педагогики, стремящийся привнести знания в народную толщу, соединить просвещение с развитием в людях человечности. Он следует восточной философской традиции, согласно которой научная рациональность не должна отрываться от духовного начала, источника нравственности.  Его мысли о необходимости гармоничного образования, предполагающего реализацию духовно-нравственного компонента в учебном и воспитательном процессах и обеспечивающего целостное развитие личности, являются очень актуальными и в наши дни.
При изучении в школе предмета «Самопознания» в 7 классе, можно ознакомиться с великим философом Аль-Фараби. Так как, Аль-Фараби мечтал об идеальном обществе, соответствующем принципам добра, разума, красоты и любви.
В своем сочинении «Трактат о взглядах жителей добродетельного города» мыслитель предпринял попытку создать идеальную модель гармоничного общества.   Его проект идеального общества (города-государства) предусматривает духовно-нравственное преображение человека, его непрерывное совершенствование, развитие в человеке человеческого.
Мне также было интересно, почему мыслителя мало интересовала проблема политического объединения людей, гораздо больше – единения по общечеловеческим, универсальным духовно-нравственным качествам.
Следует отметить, что этот, и другие подобные проекты социального переустройства, где превалируют идеи духовно-нравственного преображения человека и общества, при всей их утопичности, не канут в прошлое.
Мыслителя по праву считают одним из основоположников мусульманской политико-правовой и экономической мысли. Изучение политической философии аль-Фараби обретает особую актуальность в условиях системной трансформации постсоветских стран, при осуществлении демократических преобразований, формировании правового государства, стремлении гармонизировать и стабилизировать общество. Учение аль-Фараби о политике и праве, государстве и власти, свободе и счастье, о необходимости взаимопомощи и сотрудничества между людьми, его призыв к постижению наук и интеллектуально-нравственному совершенству человека и общества в настоящее время актуализируется.
Важное место в творчестве аль-Фараби занимают естественные науки и, в частности, медицина. Античные и средневековые мыслители высказывали извечно актуальную мысль о том, что врачебное дело – это одновременно и наука, и искусство, а врач – не ремесленник, а представитель особой профессии, в которой наряду с научной и технической подготовкой требуются творческое отношение к делу, высокая нравственность и духовность, постижение искусства профилактики, диагностики и лечения. Сформулированное ими кредо врачебной деятельности как единство знания, добра и красоты по-прежнему сохраняет свое значение.
Приверженцем данного философского подхода к пониманию сущности медицины и особой социальной миссии врача был аль-Фараби. Идеи мыслителя об этике ученого, в том числе и представителя медицинской науки, о нравственной оценке профессиональной деятельности медика, месте и предназначении истинного врача в общественной жизни, его ответственности за судьбы людей занимают важное место в его философском наследии. По мнению аль-Фараби, знание и добрые нравы, наука и воспитание тесно взаимосвязаны. Если врач не обладает высокими нравственными качествами, добродетелями, то он не может считаться высококвалифицированным специалистом. Даже если это опытный и знающий медик. Деятельность настоя­щего врача и его образ жизни должны отвечать самым высоким нравственным требованиям.
Аль-Фараби полагал, что врачу необходимо совершенствоваться всю жизнь. Совершенствоваться как теоретически и практически, так и в духовно-нравственном отношении.  На каком бы этапе жизненного и профессионального пути врач не находился, ему нельзя считать свою профессиональную подготовку окончательно завершенной. Эта идея мыслителя перекликается с современными установками на непрерывное медицинское образование.
В понимании предмета, задач и целей медицины аль-Фараби стоял на научных позициях, и в этом отношении он был непосредственным предшественником Ибн Сины, который в понимании и изложении теории медицины следовал аль-Фараби.
Аль-Фараби достаточно глубоко понимает принципы жизнедеятельности человеческого организма как единой системы его многочисленных органов и частей. Он, несомненно, был хорошо знаком с достижениями биологической и медицинской науки своего времени.
Можно отметить, что аль-Фараби сделал важный шаг к утверждению естественнонаучной сути медицины, внес значимый вклад в преодоление антинаучных схоластических догм и разного рода суеверий.
Анализ творческого наследия аль-Фараби будет не полным, если не затронуть еще одну его грань – это музыкально-эстетические воззрения великого мыслителя. Эстетическое освоение мира, воплощенное в различных видах и жанрах художественной культуры, понимание природы и сущности прекрасного, выраженного в художественных образах нашли свое отражение в его творчестве.
Трактат «Большая книга о музыке» явился результатом титанического труда и таланта, плодом всей жизни мыслителя. Эта работа охватывает проблемы теории познания, логики и эстетики, поэзии и педагогики, акустики и инструменталистики, физики и математики; последовательно и систематически освещает вопросы теории и практики музыкального искусства. Она вобрала в себя все ценное, что было создано гениями прошлого.
Содержание этого трактата, во-первых, показало, что в средневековой исламской культуре возникла музыкальная теория, отразившая конкретный уровень развития музыкальной культуры и ее специфику. Во-вторых, продемонстрировало, что здесь в систематизированной форме появилась теория звучания музыкальных инструментов, распространенных на арабо-мусульманском Востоке в тот исторический период.     Большую ценность имеет разработанное здесь учение о музыкальной гармонии.
Мной рассмотрены, далеко не все аспекты многогранного творчества великого мыслителя. Трудно перечислить все ценное, что дал аль-Фараби казахской и мировой культуре, науке и философии. Ясно, что он оставил здесь столь неповторимый и яркий след, что память о нем будет жить в поколениях и в веках.
Аль-Фараби не зацикливается на своей этнической культуре и не запирается в религиозной оболочке. Как истинный мудрец, он открыт миру, а его духовные ценности общечеловечны, предназначены всем людям.
Многие мысли и идеи аль-Фараби созвучны нашему времени, они не утратили своей актуальности и ценности, выражают общечеловеческие устремления к высотам совершенства, побуждают нас созидать, творить добро, стремиться к счастью. Изучая философские и научные трактаты аль-Фараби, мы каждый раз открываем для себя что-то новое в понимании бытия и места человека в нем. Несомненно, что его философское наследие нуждается в более глубоком изучении и осмыслении. Наше приобщение к духовному наследию аль-Фараби побуждает стремиться к совершенству, духовному возрождению. Бережно сохранять, вдумчиво изучать и популяризировать духовное наследие аль-Фараби, развивать его в новых исторических условиях – важная задача сегодняшнего дня.

Эссе «Аль-Фараби – мыслитель цивилизации»

Leave A Reply