Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

3 758 қаралым

Методы развития памяти дошкольника в освоении трёхъязычия

0

Каждый педагог старается научить детей знаниям, которые достались нашим детям от предков в качестве культурно-исторического наследия. А задача научить ребенка – значит помочь ему узнать и запомнить разного рода информацию. А как помочь понять и запомнить ребенку большой объем незнакомой и непонятной ему информации, особенно в программе освоения трёхъязычия – задача каждого педагога и специалиста, работающего в дошкольном учреждении.

Память в дошкольном возрасте, носит преимущественно непроизвольный характер. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность, прерывистость действия, движение, контраст и пр. Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. Дошкольники необычайно чувствительны к разного рода воздействиям, и если мы не замечаем результатов каких-то воздействий, то это еще не свидетельствует, что они ничего не знают. Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, но далеко не сразу выдают результаты. С точки зрения известного психолога П.П. Блонского, раньше всего дети сохраняют в памяти, выполненные ими движения, затем запоминаются пережитые чувства и эмоциональные состояния. Далее доступными сохранению становятся образы вещей, и лишь на самом высоком, последнем уровне ребенок может запомнить и воспроизвести смысловое содержание воспринятого, выраженное в словах. Поэтому, ключевым положением, в развитии памяти, является утверждение о том, что четыре вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) возникают и развиваются именно в данной последовательности.

Но в дошкольном возрасте главным видом памяти является образная.
Образная память — память на то, что воспринимается при помощи органов чувств: зрения, слуха, осязания, вкуса, обоняния. Поэтому образную память подразделяют на зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, осязательную. В связи с тем, что у человека наиболее важное значение именно в дошкольном возрасте имеют зрительная и слуховая память.

У некоторых детей дошкольного возраста встречается особый вид зрительной памяти – эйдетическая память. Ее называют иногда фотографической памятью: ребенок, словно фотографируя, очень быстро, ярко, четко запечатлевает в памяти определенные объекты и потом легко может их вспомнить до мелочей, он как бы снова видит их и может описать во всех подробностях. Эйдетическая память – возрастная особенность дошкольников, при переходе в младший школьный возраст дети обычно утрачивают эту способность. Поэтому очень важно ее развивать.

Учитывая вышеперечисленную информацию, о том, что возрастной особенностью детей дошкольного возраста является образная память (в частности зрительная и слуховая), необходимо использовать такие методы и приемы для запоминания информации, которые были бы основаны на зрительном или слуховом восприятии. Одним из таких методов для лучшего запоминания информации и ее воспроизведения является мнемотехника.

Метод мнемотехника основан на визуальном восприятии информации с возможностью последующего ее воспроизведения с помощью изображений (картинки, мнемосхемы, мнемотаблицы, символы). С помощью данной техники материал (стихотворение, сказка, рассказ) можно заметно упростить и облегчить для запоминания и последующего воспроизведения, детьми дошкольного возраста.

К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. Наглядный материал у дошкольников будет усваиваться лучше, так как использование мнемотехники, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь и в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Мнемотехнику педагоги и психологи называют по-разному: Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Глухов В. П. – блоками-квадратами, Большева Т. В. – коллажем, Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Существует огромное количество мнемотехник, разработанных, в частности, и известными людьми. Например, метод Цицерона, направленный на пространственное воображение или метод Айвазовского, основанный на тренировке зрительной памяти.

Особенностью данного метода является не изображения предметов, а символов. Символизация информации значительно облегчает детям запоминание и воспроизведение слов. Символы должны быть максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения диких животных используется елочка, а для обозначения домашних животных домик. Эффективность использования данного метода зависит от определенных условий. Составленная таблица или схема должна быть доступна для восприятия ребенка данного возраста.

На различных возрастных этапах, в зависимости от индивидуальных способностей детей или контингента группы можно использовать различные приемы наглядного моделирования: пиктограммы, заместители, мнемотаблица. Особое место в работе педагогов нашего дошкольного учреждения занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблицы. При работе с мнемотаблицами, наши педагоги учитывают следующие особенности использования данной техники:
— строить таблицы необходимо от простого к сложному, начиная от простейших мнемоквадратов, переходя к мнемодорожками, и позже к мнемотаблицам.
— образы и символы должны быть крупными. Любые зрительные образы, каковы бы ни были их реальные размеры, следует приводить к одинаковому размеру. Мелкие образы представлять не следует. Связи между такими образами будут фиксироваться очень плохо.
— для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, солнышко – желтого цвета. Например, лиса – состоит из геометрических фигур — треугольника и круга. Медведь – большой коричневый круг и т.д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

В работе нашего дошкольного учреждения, использование данной техники на занятиях осуществляется в трех этапах:
1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме (в младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно).

Исходя из опыта работы, при использовании данного методы в работе с детьми всех возрастных групп, нашим педагогам удалось достичь следующих результатов:
информация хорошо запоминается и воспроизводится, особенно при использовании данной техники в программе трехъязычия.
у детей увеличился круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, интерес к заучиванию стихов и потешек;
словарный запас вышел на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Афанасьева М. Е. – педагог-психолог
дошкольного учреждения № 99 «Жемчужинка»
КГУ «Научно-исследовательского специализированного центра-школы
комплекс развивающего обучения «Восток» для одаренных детей»
г. Усть-Каменогорск

Leave A Reply