Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

1 791 қаралым

Формирование мотивационно-потребностной сферы в медико-социальном учреждении через трудовое обучение

0

Шамарданов А.И.

Учитель трудового обучения КГУ ДП МСУ акимата г. Астаны

Главное условие успешной подготовки учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни — включение в трудовую деятельность. Трудолюбие и способность к труду не даётся от природы, они воспитываются с самого раннего детства. В процессе труда всегда ставится цель, для осуществления изыскиваются средства, придумывается последовательность действий и достигается результат. Труд всегда должен иметь конечный результат и в этом его основной смысл. Проблемы трудового воспитания и воспитания детей с нарушениями интеллекта с давних пор привлекали внимание большого количества учёных. В большинстве случаев в деле трудового обучения основную роль играли экономические проблемы, т.е. умственно отсталый человек не должен был быть обузой семье, обществу.

В практике медико-социального учреждения задачи, связанные с подготовкой к трудовой деятельности решаются в основном в плане формирования суммы знаний, умений, навыков предусмотренных специальной программой. Вопросами же воспитания у учащихся с нарушениями интеллекта правильного отношения к труду, привития и формирования мотивационно-потребностной сферы уделяется мало внимания.
В проблеме подготовки умственно отсталых учащихся к труду серьёзного внимания заслуживает вопрос изучения и формирования мотивационно- потребностной сферы или интереса к трудовой деятельности. Одна и та же работа может осуществляться по разным мотивам и характер мотивов, интересов к трудовой деятельности имеют значительное влияние на формирование позитивных или негативных отношений к труду. Основными педагогическими условиями для формирования позитивного отношения к труду в процессе трудового обучения являются: 1. Формирование общетрудовых навыков и умений. 2. Привитие интереса к избранному виду труда. 3. Формирование положительных качеств личности. Данные условия выполняются на уроках трудового обучения одновременно с формированием трудовых навыков и умений, идёт воспитание положительного отношения к труду, только на этой основе может быть воспитана потребность в труде. В своей практике я убедился, что однообразие уроков порождает скуку, расхолаживает учащихся, сводит на нет весь процесс обучения за несколько лет.
Уже с первых дней обучения необходимо больше внимания уделять психологической подготовке учащихся к работе в мастерской. Ученик должен иметь своё постоянное рабочее место, персональные инструменты.
Развитие интереса немыслимо без учёта индивидуальных особенностей аномального ребёнка. Если у них систематически не ладится работа, испытывает затруднения в выполнении задания — может ли возникнуть у такого ученика интерес к предмету и формированию мотивационно-потребностной сферы?
Важнейшее значение в формировании интереса на уроках трудового обучения имеет организация процесса обучения, т.е. формы и методы учебной деятельности. Это зависит, прежде всего, от качества подготовки учителя к уроку. Каждый учитель должен иметь образцы выполняемых изделий. Хорошо выполненный образец привлекает внимание учащихся, вызывает интерес и, главное, желание выполнить такое же изделие. Если можно выразиться так, что образец изделия — это катализатор и мотиватор активной работы на занятиях. Из опыта работы могу сказать, что уроки трудового обучения без образца изделия не что иное как тренировочные уроки по отработке умений и навыков, они скучны и малоэффективны. А такие уроки ведут к потере интереса к урокам труда.
Говоря о мотивационно-потребностной сфере и привитии интереса к труду нельзя не сказать о проведении школьных ярмарок, праздников Труда, конкурсов. Из своего опыта знаю, что проведение праздника Труда – это значимый стимулятор для учащихся в трудовом обучении. На этом празднике учащиеся желают выделиться своими изделиями, заслужить одобрение, похвалу родителей, учителей. Всё это подталкивает детей к более качественной организации своего труда. Не менее значимо проведение школьных ярмарок, где дети реализуют свои изделия покупателям. Мне со своими учениками не раз приходилось быть участниками школьных ярмарок. Для того чтобы заработать «настоящие» деньги, учащиеся активно и с энтузиазмом изготавливают изделия для продажи, их не нужно было просить дважды, они забывали про усталость, просились докончить работу после занятий.
Говоря о привитии интереса к трудовому обучению нельзя не сказать и о кружковой работе. Во время проведения кружковых работ я, в основном,направлял работу учеников на закрепление умений, знаний и навыков, полученных на уроках трудового обучения, но кроме этого участники кружка развивают эстетические, художественно-оформительские наклонности и представления при изготовлении своих работ.
Вопросы формирования положительных качеств должно быть уделено значительное внимание во всех ракурсах трудового обучения. Роль трудового обучения в этом огромна. Правильное отношение к труду у детей с нарушениями интеллекта можно сформировать, организуя правильно практическую деятельность, прививая им культуру труда, воспитывая трудолюбие и т. д.
При написании этой статьи хотел избежать такого словосочетания или понятия как «коллективная работа». В смысловом значении это понятие имеет много толкований, но в трудовом обучении это понятие даёт одно — работа сообща при выполнении задания. Могу сказать из опыта, что коллективные работы или пооперационное разделение труда дают положительные результаты как в качестве изделия, так и в экономии времени. Например, при изготовлении круглого стола на короткой ножке или табуретки потребовалось на порядок меньше времени, чем при изготовлении индивидуальным способом. Участвовали при изготовлении табурета из группы «Акжелкен» трое детей — К. Арман, К. Айбек, А. Адилет. Когда они изготавливали табурет индивидуально, уходило на эту работу две недели, а при коллективной работе — всего одну неделю. Я разделил работу по операциям, т. е. К. Арман изготавливал ножки табурета, А. Адилет – царги и проножки. К. Айбек долбил гнёзда и т. д. Вот таким образом, за неделю, был изготовлен табурет. При коллективной работе повышается чувство ответственности за выполнение той или иной операции, а это идёт в зачёт качества изделия. Пооперационное разделение труда в коллективной работе, главным образом, даёт эффект (при изготовлении) быстроты, которая ускоряет смену изготовления нового изделия.
Выгода от коллективной работы в том, что «сильные» ученики вынуждены контролировать работу более слабых товарищей, помогать при отставании. Работа в коллективе требует от участвующих многих умений и навыков. Надо уметь организовать деятельность в соответствии с условиями, уметь предъявлять требования к себе, сотрудничать, подчиняться, принимать решения и т.д. Всё это трудовой процесс и это вызывает интерес к труду, а главное — ученики с интеллектуальной недостаточностью, участвуя в пооперационном разделении труда, учатся работать пусть в маленьком, но в трудовом коллективе. Такая работа на уроках труда станет пропедевтическим курсом адаптации в будущем большом трудовом коллективе.
В процессе коллективной работы у учащихся вырабатывается понимание значения трудовой деятельности людей, они начинают ценить и свой труд и труд товарищей, и, таким образом, формируется мотивационно-потребностная сфера.

Литература
1. Ананьев Б.Г. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся. ЛГПИ им. Герцена, 1984г. стр.148
2. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов. Под редакцией Б.П. Пузанова. М., 1998. стр.144.
3. Планы поддержки для умственно отсталых детей. Руководство указаний и советов. Минск. Бел АПДИ, 1997г.,стр. 79
ОТЗЫВ
на доклад учителя трудового обучения КГУ ДПМСУ
Шамарданова Абата Ислямовича

Доклад Шамарданова на тему «Формирование мотивационно-потребностной сферы в коррекционной школе через трудовое обучение» посвящена работе с детьми в коррекционных школах на уроках труда. Учитель сумел обобщить и систематизировать научно-педагогические труды учёных, определить и обосновать значимость трудового обучения детей с нарушением интеллекта и формирования у них мотиваций к обучению в учебной мастерской.
Одной из основных мест в данной работе является обоснование значимости трудового обучения, подготовка к труду учащихся с нарушениями интеллекта как путь их социальной реабилитации и адаптации в обществе.
Учитель акцентирует внимание на применение различных методов обучения для привлечения аномальных детей к труду, создавая для них мотивационные ситуации и потребность в трудовой деятельности. Шамарданов А.И. предлагает активизировать процесс познания, создавая надлежащие условия, формы и изменять содержание трудовой подготовки в соответствии с требованиями времени и возможностями учащихся.
В целом содержание работы раскрывает цели и задачи коррекционного направления обучения, показывает особенности трудового обучения аномальных детей и может считаться опытом работы.
Учитель Шамарданов А.И. ( КГУ ДП МСУ)
Тема доклада: «Методы привлечения детей с нарушениями интеллекта к занятиям по труду»
Задачи:
1. Формирование у детей с нарушениями интеллекта позитивного отношения к занятиям по труду
2. Применение методов по формированию положительного отношения к труду на занятиях
Цель: проанализировать и подвести итоги по формированию и применению методов по привитию позитивного отношения к труду

Leave A Reply