Именалинова Клара Касымовна,
Учитель физической культуры КГУ «ДПМСУ» акимата г. Астаны
Наше учреждение ГУ «ДПМСУ», а лучше сказать, детский дом-интернат для детей с ограниченными возможностями создан в 1981 году. В нем ежегодно проживают около 190 детей-инвалидов. Всем педагогам-дефектологам хорошо известно, насколько это трудная задача — работа с такими детьми, обучение их, подготовка к самостоятельной жизни. Однако коллектив педагогов и медиков нашего дома-интерната успешно справляются с этой задачей, обеспечивая комплексную реабилитацию детей-инвалидов: медицинскую, социальную, трудовую.
Каждый наш воспитанник — это особый уникальный мир, надо только войти в него, понять и помочь творчески самовыразиться.
В своей работе мы применяем самые разные методики, формы и средства работы с детьми, учитывая психофизиологические особенности каждого ребенка, вовлекая детей в различные формы деятельности.
Известно, что основной деятельностью детей долгое время остается игра. В игровой деятельности ребенок получает полноценное развитие. Особенно это касается детей с интеллектуальной недостаточностью. Именно поэтому в нашем доме-интернате в работе с детьми, активно используются игровые технологии, направленные на общее, познавательное развитие, социализацию детей, на коррекцию их физических, психических, эмоциональных нарушений.
Для проведения коррекционных, общеразвивающих и физкультурно-оздоровительных занятий с детьми я широко используем оборудование, с помощью которого проводятся занятия с детьми с умеренной умственной отсталостью.
В процессе занятий я решаю следующие задачи: расширение активного и пассивного словаря, развитие речи, развитие познавательной активности, моторики, координации, коррекция психоэмоциональных нарушений, формирование навыков общения, коррекция двигательных нарушений, укрепление физического здоровья детей.
Я провожу занятия с детьми, у которых нарушены высшие психические функции: отражение и регуляция поведения и деятельности, что выражается в нарушении познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, моторики и личности в целом. Дети зачастую не способны самостоятельно справиться с психическим напряжением. Оно накапливается. Результатом становится агрессивность, аффективное состояние, двигательная расторможенность. Чтобы освободиться от этого напряжения, ребенку необходима помощь специалиста. Я используем для этого безопасную пузырьковую лампу, создающую эффект притягательного воздействия (рассеиваемый пузырьковый свет). Лампа какое-то время удерживает внимание ребенка, способствует расслаблению. После подвижных игр и занятий по программе развивающей кинезиологии очень помогают пуфики. Пуфик, повторяет формы тела ребенка, который комфортно располагается на нем, помогает успокоиться, расслабиться. Страх — одна из причин напряжения. Преодолеть его на уровне эмоций помогает доверие, ощущение защищенности, уверенности в себе, познание своих чувств. Учить детей наблюдать за собственными эмоциями, не бояться выразить их в различных ситуациях помогает комплект зеркальных панелей. Зеркало расширяет пространство, дает возможность видеть себя.
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно системное недоразвитие речи, т. е. всех ее сторон: смысловой, грамматической, звуковой, словарный запас крайне скуден. Коррекционная работа с детьми проводится в двух направлениях — создание предпосылок речевого развития и развитие основных функций речи: коммуникативной, познавательной, регулятивной. И здесь нам помогают мягкие зверушки, которые используются на занятиях с детьми с целью развития их пространственной ориентации, общей и мелкой моторики, познавательной активности.
Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, решаются нами на занятиях по физвоспитанию, на прогулках. Дети прекрасно воспринимают игровой лабиринт, гимнастические маты, сенсорные мячи и другое оборудование, помогающее развивать у детей-инвалидов такие физические качества, как координация движений, сила, ловкость, гибкость и подвижность позвоночника, и т. д. На этих занятиях дети учатся преодолевать страх.
Приведу пример — конспект одного из занятий.
Удивительный мир эмоций
Цель: снижение эмоционального дискомфорта, повышение активности детей, коррекция самооценки, формирование эмоциональной устойчивости.
Приветствие: Передавая сенсорный мяч по кругу, дети называют имя товарища и говорят ему хорошие слова или пожелания. При этом происходит восприятие хороших качеств товарища, принятие своего имени, создание положительного эмоционального фона, зрительная и тактильная стимуляция.
Основная часть.
Педагог. Ребята, у вас в гостях, сказочные гномики, у каждого свое настроение. С каким настроением вы пришли сюда? Выберите гномика, у которого настроение такое же, как у вас. Поговорим о человеческих чувствах — радости и грусти.
Игра «Наши чувства»: учим распознавать эмоции по схематичному изображению: у каждого ребенка картинка, изображающая облако (грустное, испуганное, веселое и др.).
Игра «Зеркало»: учим понимать чувства, изображать и видеть их.
Работа с компьютером: повторение названия цвета, сопоставление его с настроением. Мир чувств можно передать в красках: радость — светлая, грусть, печаль — темные цвета.
Физминутка: снятие психологического напряжения, усталости, развитие вестибулярного аппарата, укрепление различных групп мышц, тренировка сердечнососудистой и двигательной системы.
Упражнения с сенсорным мячом:
И. П.: лежа на мяче, вытянуть руки вперед. Отталкиваясь ногами, коснуться пола руками. Вернуться в исходное положение. Повторить 2–3 раза.
Упражнения из развивающей кинезиологической программы:
И.П.: стоя, руки согнуты в локтях, сжимать и разжимать кисти , убыстряя темп до максимальной усталости кистей. Расслабить и опустить руки, кисти встряхнуть.
И.П.: стоя, дотронуться ладонями до лба. На выдохе описать дугу вниз до подбородка, на вдохе — от подбородка вверх на лоб, темя, затылок, шею.
И.П.: стоя, руки опущены, наклоны головой вперед — назад — налево — направо, круговые движения головой. Вдох — выдох.
Дети удобно располагаются на пуфиках и наблюдают за цветными пузырьками в пузырьковой колонне, они обращают внимание на ее отражение в зеркале. Используются пуфики «Комфорт» и три пузырьковые колонны, расположенные в зеркальном уголке, при этом создается определенная зрительная и слуховая стимуляция.
Подведение итогов: оценка эмоционального состояния, выяснение уровня самооценки ребенка.
Педагог. Какое у вас настроение было в начале занятия? Каким оно стало сейчас? Подойдите к гномику с таким же настроением, как у вас.