Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

1 444 қаралым

Занятие с молодыми учителями и опытными педагогами «Учитель! Перед именем твоим… «

0

Ташимова А.А.
Педагог-психолог Киевской СШ, Акжарский район, Северо Казахстанская область

Цель: повышение престижа профессии учителя, эффективности общения молодого педагога с наставниками.

Задачи: совершенствовать психологическую компетентность педагогов, помочь наиболее успешно реализовать себя в поведении и деятельности.

Оборудование: листы бумаги формата А4 по количеству участников, слайд, анкеты, грамоты.

Ведущий. Здравствуйте уважаемые коллеги! Предлагаю вам поприветствовать друг друга, представиться и продолжить фразу: «Быть…» Упражнение «Быть учителем значит…» Цель: установить атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать групповое единство и поддержку. Участники, сидя в кругу по очереди приветствуют всех, представляются и завершают предложение «Быть учителем значит…» (высказывают что для них значит их профессия).

Вводная часть.

Дорогие коллеги, я рада приветствовать Вас на сегодняшнем круглом столе, участники рассаживаются по кругу (молодые специалисты напротив своих наставников). Учитель рассказывает о сложной ситуации в его педагогической практике. Встречи за «круглым столом» расширяют профессиональный кругозор не только педагогов-новичков, но и самих наставников. Как правило, выбирается одна, наиболее общая, проблема профессиональной адаптации учителя, которая и становится темой для обсуждения. Это может быть проблема поддержания дисциплины, организации эффективного взаимодействия с родителями, выбора форм и методов организации учебного процесса, прав и обязанностей педагогов.
Вопрос первый для обсуждения: — Каким должен быть молодой учитель? Каким должен быть наставник? Вопрос второй для обсуждения: — Какие трудности встречаются в вашей работе?
Вопрос третий для обсуждения: — Каким должен быть современный учитель ХХI века.
Происходит обмен мнениями в группе.
Обязанности педагога-наставника:
1. Наставник обязан четко представлять цели своей деятельности, знать требования и потребности школы в этой сфере педагогической практики.
2. Наставник должен разрабатывать и предлагать оптимальную программу педагогической помощи каждому молодому педагогу, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня профессионализма и коммуникативных навыков.
3. Наставник должен уметь наладить положительный межличностный контакт с каждым своим воспитанником, предложить конструктивные формы и методы взаимодействия.
4. Наставник осуществляет диагностирование, наблюдение, анализ и контроль за деятельностью своего подопечного.
5. Наставник несет моральную и административную ответственность перед самим собой и руководством образовательного учреждения за подготовку молодого специалиста.6. Наставник обязан быть образцом для подражания и в плане межличностных отношений, и в плане личной самоорганизации и профессиональной компетентности.
Наставник – это учитель: — обладающий квалификационной категории не ниже первой; — стажем работы в образовательном учреждении не менее 5 лет; — высоким профессиональным мастерством; — стабильно высокими результатами в работе; — пользующийся авторитетом и уважением среди коллег, администрации, учащихся и их родителей; — постоянно повышающий свой профессиональный уровень.
Молодой специалист обязан: — добросовестно исполнять свои функциональные обязанности;
— изучать нормативные документы, методические рекомендации, инструктивные письма, регламентирующие деятельность педагога в образовательном учреждении; — принимать активное участие в работе МО, творческих и инициативных групп по совершенствованию образовательного процесса и развитию школы в целом; — использовать в своей работе современные педагогические технологии (информационные, здоровьесберегающие, деятельностные);
— прислушиваться к рекомендациям опытных педагогов по организации учебного процесса;
— овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками для совершенствования педагогических компетенций;
— совершенствовать свой культурный уровень; — отчитываться о результатах своей работы наставнику, заместителю директора, руководителю образовательного учреждения.
Молодой специалист – это сотрудник школы: — не имеющий педагогического стажа: — выпускник среднего или высшего учебного заведения по специальности «учитель начальных классов» или учитель – предметник; — студент 3 – 5 – го курсов высшего педагогического учебного заведения; — обучающийся на курсах переподготовки по специальности «учитель»; — имеющий педагогический стаж менее 3 лет в образовательном учреждении.
Аукцион педагогических идей.
Для администрации должно быть важно как можно скорее стереть барьеры между «вновь прибывшими» и «старожилами». Было предоставлено слово учителям, пришедшим на работу в школу много лет назад, чтобы они рассказали о своих профессиональных трудностях на тот момент (желательно, чтобы рассказ получился юмористический или даже с легкой долей иронии) и поделились опытом их разрешения, кратким рассказом о традициях школы, о педагогах, их достижениях и т. п. Такая форма общения поможет новичкам осознать, что их трудности не единичны и решаемы, их волнение – нормальное состояние для всех людей, начинающих работу на новом месте.
Перед проведением занятия проводится анкетирование, метод формирования «Наставник – молодой учитель?» Анкета для педагога-наставника поможет определить готовность педагога к выполнению должности наставника, навыки межличностного общения, уровень профессиональной компетентности.Анкета для молодого специалиста выявит пробелы в педагогической подготовке выпускника вуза, поможет определить, насколько он готов повышать свой профессиональный уровень.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА
1. Как вы понимаете значение слова «наставничество»?
2. Охарактеризуйте основные направления деятельности педагога-наставника в общеобразовательном учреждении.
3. Какими навыками, на Ваш взгляд, должен обладать педагог-наставник?
4. Какое слово (или несколько слов) из перечисленных наилучшим образом ассоциируется с понятием «наставничество»: проводник, спонсор, советник, эксперт, источник знаний, помощник, инструктор, катализатор, образец для подражания, стимулятор, источник энергии, друг, специалист по распределению времени, специалист по диагностике, постановщик цели, надзиратель, планировщик, специалист по решению проблем, учитель?
5. Готовы ли Вы посреди ночи ответить на телефонный звонок своего подопечного и помочь ему составить конспект урока?
6. Умеете ли Вы выслушивать собеседника, не перебивая его?
7. Обладаете ли Вы даром сочувствия?
8. Какие люди Вам не симпатичны? Перечислите те негативные качества, которые Вас больше всего раздражают в человеке.
9. Вы предпочитаете давать советы или показываете правильное решение на своем примере?
10. Вы готовы учиться и совершенствовать свой профессионализм?
Количество вопросов может варьироваться, но, как правило, 10 ответов – это том минимум, который позволяет с достаточной долей вероятности увидеть в педагоге задатки наставника.
АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
1. Какие аспекты педагогической деятельности Вас более всего беспокоят?
2. Считаете ли Вы для себя необходимой помощь педагога-наставника?
3. Насколько легко Вы вступаете в контакты с окружающими?
4. Какова вероятность того, что Вы обидитесь на справедливую критику?
5. Выразите в процентах возможный вклад педагога-наставника в Ваше профессиональное становление (Этот вопрос особенно важен для выбора роли педагога-наставника: «проводник», «защитник интересов», «кумир», «консультант» или «контролер».)
6. Каких конкретно результатов Вы ожидаете от взаимоотношений с педагогом-наставником?
7. Какие качества наставника Вами могли бы быть наиболее востребованы: сопереживание, чувствительность, строгость, проницательность, авторитетность, серьезность, уважение к личности, пунктуальность, самокритичность, поощрение инициативы, требовательность, внимательность… (список можно продолжить)?
8. Вам достаточно взаимодействия с педагогом-наставником на работе или Вы хотели бы общаться с ним в неформальном обстановке?
9. Кто из членов педагогического коллектива школы оптимальным образом подходит на роль Вашего наставника? Что заставляет Вас так думать?
10. Вы готовы учиться и совершенствовать свой профессионализм?
Заключительный этап
Цель: сделать выводы, диагностировать динамику эффективности в общении с молодыми специалистами, награждение участников грамотами.
Ведущий: подводя итог нашей беседе, я хочу обратить ваше внимание на то, что молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится, если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К. Ушинского – лейтмотив работы Школы молодого учителя.
Спасибо за внимание!

Leave A Reply