Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

2 921 қаралым

Учебная коррекционная программа инклюзивного обучения для индивидуального сопровождения учащихся с ДЦП

0

Штец Валентина Геннадьевна, 

Психолог, ГКУ Москворецкая средняя школа, Тимирязевский район, Северо – Казахстанская область


Пояснительная записка

Психологические коррекционные занятия имеет большое значение для детей ДЦП. Специфические средства воздействий на учащихся, свойственные коррекционной психологической работе, способствуют общему разностороннему развитию школьников. Одним из компонентов комплексной коррекционно-психологической работы являются занятия по психомоторике. Это является развитием всех процессов (интеллектуального, эмоционального, двигательного). У детей с ДЦП проблема заключается в том, что характеристика каждого из этих компонентов в определенной степени не соответствует норме.

При ДЦП нарушение двигательных функций первично и представляет собой своеобразное отклонение моторного развития, которое без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций.

В работах отечественных и зарубежных исследователей указывается, что при ДЦП наряду с нарушениями опорно-двигательного аппарата отмечаются разнообразные речевые нарушения (дизартрии, анартрия, заикание, в тяжёлых случаях отсутствие речи). Для детей с ДЦП характерны различные формы речевого дизонтогенеза, проявляющиеся в виде как обратимых нарушений (задержка доречевого и речевого развития), так и более стойких системных расстройств (ОНР). Поэтому задания, включающие речевой материал, должны быть индивидуальными.

Цель занятий для детей с ДЦП заключается в максимальном всестороннем развитии ребенка в соответствии с его возможностями и соответствующей адаптации к социальной среде.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

·  способствовать овладению определенными видами двигательно-моторной деятельности, укреплению костно-мышечной системы;

·  исправлять речевые нарушения

·  формировать звуки, слоги;

·  развивать психические функции (зрительное, слуховое восприятие, память, внимание, мышление, воображение);

·  формировать навыки ориентирования в пространстве;

·  осуществлять эстетическое, эмоциональное и нравственное развитие, используя методические приемы обучения и организацию среды (дидактические пособия, музыкальное сопровождение и др.);

·  активизировать потенциальные творческие способности, побуждая детей к инициативе, импровизации через арт-терапию;

·  формировать социализацию и развивать коммуникативное общение с помощью упражнений, имитирующих бытовые действия, обыгрывания сценок из жизни и т.д.

·  Формировать координацию движений.

Коррекционные занятия – это интегрированная деятельность, в которой объединяются задачи развития детской личности.

Принцип доступности предполагает правильный подбор задания, инструкции, чередование упражнений, их повторяемость и т.д. Все это определяется двигательными, речевыми и интеллектуальными возможностями детей.

Принцип дозированности крайне важен в организации и проведении занятий. Он имеет прямое отношение с подбору упражнений и игр. Г.А. Волкова отмечает, что игры следует включать в занятие осторожно, поскольку играющие дети эмоционально возбуждаются и не чувствуют наступающей усталости. Им полезно предлагать упражнения и игры с умеренной психофизической нагрузкой обще физиологического воздействия.

Данная программа имеет комплексный характер коррекционных занятий дает уникальную возможность для реализации психологических задач: на развитие и активизацию различных функций у детей с ДЦП. Общую моторику, координацию движений, ориентировку в пространстве, повышение остроты восприятия, развитие познавательной деятельности, установление должного уровня мотивации обучения, формирование личностных качеств, развитие коммуникативных навыков и расширение мировоззрения.

Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений, что сказывается затем на всей учебной деятельности школьников.

Следует отметить, что эти занятия создают благоприятные условия для развития творческого воображения детей с ДЦП.

Вялость мышечного тонуса или, наоборот, неестественная его напряженность, плохая координация, неловкость движений постепенно нормализуются благодаря занятиям. Все это способствует преодолению характерных для детей недостатков внимания. У них развивается наблюдательность, повышается скорость реакции.

Важно отметить, что особенностью урока коррекционной занятий является положительный эмоциональный фон всей деятельности учащихся, который обеспечен подбором упражнений психологического настроя, на занятиях необходимо непременное поощрение малейших успехов учеников, максимальная помощь в преодолении индивидуальных затруднений, терпеливое, щадящее отношение к детям. Не допускается отрицательная оценка неудачных и ошибочных движений учащихся, резкий или повышенный тон обращения к детям. Дети должны испытывать радость от предоставленной им возможности выразить себя в действии. На коррекционных уроках происходит дальнейшее практическое освоение движений, понятий, умений и навыков.

Программа коррекционных занятий состоит из 68 часов и проводится два раза в неделю, учитывая индивидуальные особенности таких учащихся занятие длиться от 25 минут на начало года и достигает 35 40 минут на конец года.

Разработанная мной программа апробирована в течение трёх лет на детях имеющих диагноз ДЦП, и показала результат положительного развития учащихся.

Коррекционные занятия имеют три блока:

1.  Развитие интеллектуальных процессов.

2. Развитие психомоторики и сенсорных процессов

3. Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы

Используется комплекс упражнений, включающих в себя разные виды заданий:

·   упражнения на развитие общей моторики;

·   упражнения на развитие мелкой моторики;

·   упражнения на активизацию речи;

·   упражнения, направленные на расслабление или напряжение мышц;

·   упражнения, активизирующие внимание;

·   дыхательные упражнения.

·   составление пазлов.

·   рисование пальчиками.

·   прослушивание различных тематических мелодий или детских песен.

·   Упражнение по карточкам.

·   Арт-терапия.

Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Традиционно применяются физкультминутки, представляющие собой комплексы гимнастических упражнений, которые позволяют за счет двигательной активности снизить уровень умственного напряжения. Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психологического и эмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Уроки коррекционной программы помогут разнообразить учебный процесс, внести яркость впечатлений и дополнительное развитие для детей с ДЦП.

Смена видов деятельности ощутимо отражается на положительном эмоциональном настрое детей, способствует снижению статической нагрузки и снятию умственного напряжения, вместе с тем позволяет не только развивать моторную и эмоциональную сферу, но и коммуникативную направленность. Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья учащихся. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

Далее…

Скачать полную версию материала

 

Leave A Reply