Иванько Юлия Алексеевна,
Заведующая ДО «Еркемай» г. Актобе
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья и обеспечение эмоционально- психологического комфорта ребенку, является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети.
Значительным резервом для улучшения сложившегося положения мы считаем активизацию деятельности нашего педагогического коллектива, связанную с формированием психоэмоционального здоровья ребенка, развитием его способностей и интересов в конструктивном, партнерском взаимодействии взрослых и детей.
Создание особых условий обучения для тетей с незаурядными способностями.
Также в преодолении повышенной невротичности, развитие навыков эффективного общения и саморегуляции поведения, формирование подходов к взаимодействию с семьей и развитием социального партнерства. Следовательно возникает необходимость поиска инновационных путей решения данного вопроса. Одной из главных задач является созданием атмосферы психологического комфорта и эмоционального благополучия, свободной, творческой и активной личности. Выявление детей обладающие креативными способностями.
Для эффективности реализации образовательных задач использую инновационную адаптивную программу «Развитие и укрепление эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности» ИНТЕГРАТИВНЫЙ ТЕАТР.
Цель, которой – укрепление и сохранение психоэмоционального здоровья детей, поиск талантов, креативности у детей.
Использование нетрадиционных подходов организации театрализованной деятельности в детском саду и форм взаимодействия в цепочке.
Задачи:
Создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний и чувств.
Учить приемам и методам защиты своего психического и эмоционального состояния.
Расширять представления о невербальных средствах выражения эмоций
Развитие креативных способностей.
Развитие коммуникативных способностей.
Для практического психолога поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира, маленького человечка и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития.
Научить ребенка в приемлемой форме рассказать о своем внутреннем мире, научиться слушать, слышать и понимать его, когда он говорит об этом, поможет театральная деятельность.
Театральная деятельность – один из эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором ярко проявляется принцип обучения «учить, выявлять играя».
Адаптивная программа имеет 3 блока.
Первый блок. «Волшебный мир театра – призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями и умениями и понятиями театрального искусства и развития положительного самочувствия детей.
Второй блок – «Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях и осознание собственной ценности. В этот блок включены телесно-ориентированные техники, психогимнастические и релаксационные игры.
Третий блок – «Язык чувств» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические упражнения, рисуночные игры, которые способствуют адекватному выражению эмоций. Данный блок содержит элементы группового тренинга, которые способствуют снятию мышечного и эмоционального напряжения. Опираясь на эту программу и технологию, ДО ориентированно на то, чтобы удовлетворить потребности:
Ребенка дошкольного возраста в своевременном, полноценном развитии, как индивида, личности, субъекта специфических детских дошкольных видов деятельности /игра, общение со взрослыми, и сверстниками.
Семьи – в предоставлении качественных образовательных услуг, в создании в детском саду эмоционально-комфортных условий для развития индивидуально — личностного потенциала их ребенка и укрепление его здоровья;
Социума – который формирует заказ ДО на развитие гармонично развитой личности.
Алгоритм работы по адаптивной программе
1. Создание в коллективе творческой группы при помощи опрос-анкеты.
2. Работа творческой группы:
Создать систему работы
- провести диагностику психического и эмоционального здоровья детей
организовать и провести консультации, обучающие семинары,
Семинары-практикумы по проблеме эмоционального воспитания и теоретическим основам технологии
организация и проведение тренингов для педагогов и родителей
разработка цикла занятий с детьми
создания банка творческих игр, этюдов и упражнений, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей
создание условий в группах для психоэмоционального благополучия детей
Разработка сценариев спектаклей.
Работа строится по перспективному плану, который дает возможность вести работу системно и комплексно.
В основу составлении модели реализации проекта вошли основные направления работы с детьми и с родителями.
Работа с детьми включает себя организацию занятий педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по выявлению способностей ребенка.
Занятия предлагают особую деятельность предполагающую к активное проявление их самобытности, необычного видения мира.
Работа с педагогами включает знакомство педагогов с закономерностями психического развития ребенка с методиками позволяющих изучить свой социально- эмоциональный уровень и способ взаимодействия с детьми, также методами и приемами коррекции своего поведения. Каждый педагог сам должен обладать если не креативностью, то хотя бы достаточной широтой взглядов, отсутствием жестких стереотипов в мышлении и работе.
Работа с родителями направлена на привлечение к сотрудничеству в вопросах социально-эмоционального воспитания через организацию совместных спектаклей, постановок, выступлений, участие в субботниках и в подготовках в театральных выступлений, клубных вечера, семейных гостиных.
Для родителей проводятся семинары –практикумы, дискуссионные формы собраний с участием педагога-психолога, медицинских работников и других специалистов, на которых обсуждаются вопросы психического, нравственного и физического здоровья детей, влияния стиля общения со взрослыми на личностное становление ребенка и его развитие эмоциональной сферы. В основу профилактики нарушений развития в нашем ДО положен дифференцированный, индивидуальный подход к детям с учетом состояния их здоровья, а также комплексное использование медицинских, психологических, педагогических условий, т.е. создание общего коррекционного пространства.
Психологический комфорт предполагает установление доверительного личностного контакта взрослых с детьми, воспитание самостоятельности, инициативности в процессе общения.
Использование в практике нашего детского сада таких режимных ритуалов как «утреннее приветствие», «минутка вхождения в день» способствует повышению уверенности в себе, объединению детей, закладывает традиции межличностных взаимоотношений в детском саду.
Не менее важной задачей является профилактика возникновения конфликтов, для чего воспитатели организуют соответствующие игры, беседы, драматизации. Их – цель научить детей осознанно воспринимать свои чувства, желания, выражать их понятным образом. Педагоги стремятся к тому, чтобы дети были восприимчивы к чувствам, желаниями мнениям других людей, даже не совпадающих с их собственными. Для этого применяются активные игры, требующие согласованности действий игроков /кошки-мышки, дракон/ оказания взаимопомощи, приложения коллективных усилий. Кроме того, педагоги организуют различные проблемные ситуации вместе с детьми и пытаются найти решения, иногда выступая через посредника.
Пространственно-развивающая предметная среда в нашей ДО является одним их условий воспитания у детей дошкольного возраста потребности в здоровом образе жизни, активных движений и общения. При ее создании учитываются пространственные, предметные, цветовые параметры.
Эмоционально-личностная среда
Ведущими ее элементами являются схемы эмоций, движений рук, поз; используется нами доска настроения, и доска желания, персонажи знакомых сказок и мультфильмов, куклы-образы, иллюстрации, картинки с изображениями детей, выполняющие различные режимные моменты с четким прорисовыванием различных эмоций, подборка различных по характеру, жанру, музыкальных, литературных и изобразительных произведений. Все это пособия способствуют возникновению внутреннего эмоционального диалога ребенка с самим собой, со сверстниками и взрослыми.
Педагог-психолог активно использует в работе с детьми психогимнастику, элементы сказкотерапии, арт-терапии с использованием касательной терапии, массаж, релаксация. Через тактильный контакт дошкольник выражает свое внутреннее состояние, отношение к другому человеку и рассчитывает получить ответ. Такие игры способствуют сближению детей в группе, создают положительно эмоциональную атмосферу, ощущение психологической безопасности, доверия и комфорта.
Таким образом работа образовательного процесса нашей ДО «Еркемай» и включением работы развивающей программы, способствует улучшению результатов воспитания и обучения детей, укреплению связей с семьями воспитанников, сплочению педагогического коллектива; а также расширение взаимодействия с социумом благоприятно складывается на психофизическом развитии детей, способствует поддержанию их психосоматического благополучия. Но главным моментом педагог-психолог имеет возможность оценить талант, оригинальность, нешаблонность творческих детей.
Реализация программы приносит свои довольно, ощутимые результаты; прослеживается положительная динамика.
Вследствии диагностики выявлены высокие показатели эмоционального благополучия, высокий творческий потенциал; способность к широкому кругу деятельности;
низкий уровень психического напряжения, адекватная самооценка.
Когда ребенок находится в гармоничном равновесии с самим собой, когда внутреннее его состояние окрашено положительными эмоциями,- это придает ему уверенность.
И мы решаем не только проблему укрепления и сохранения здоровья дошкольника, но и выявляем подлинные творческие способности /креативность/, а это подобно кропотливому поиску крупиц золота.
Практическая значимость и результаты, полученные, путем данного реализации программы будут использоваться для дальнейшей работы по развитию детской одаренности, а также могут использоваться в области педагогики и психологии данного возраста, и представят интерес для практических работ воспитателей, специалистов.