Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

5 887 қаралым

Развитие творческих способностей учащихся в условиях обновлённой системы образования

0

Мироняк А.А.,

Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск, КГУ «Средняя школа № 9», amironyak@mail.ru

Оберцейслер В.Н.,

Северо-Казахстанская область, Айыртауский район, КГУ «Златогорская средняя школа», obertseysler@mail.ru


«Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одаренности, таланта, гения.

В организации процесса обучения учащихся в современных общеобразовательных средних школах и учреждениях подобного типа четко проявляются такие, в частности, тенденции, как углубление изучения предметов школьного и вузовского цикла за счет увеличения количества времени, отводимого на изучение этих предметов, или же декларируемое направленное («специализированное») развитие школьников за счет более полного усвоения отдельных предметов, соответствующих определенным отраслям научного знания и искусства. В то же время почти не уделяется внимания рефлексивной стороне деятельности школьников, развитию их творческого потенциала. Это приводит к тому, что, с одной стороны, большинство школьников не до конца осознают себя реальными субъектами процесса обучения, а с другой стороны, школа все более и более утрачивает свои позиции в плане воспитания и развития учащихся. Происходит отчуждение личности и деперсонализация участников взаимодействия в процессе обучения, что закономерно приводит к снижению продуктивности деятельности как школьников, так и учителей, репродуктивному характеру их труда, а кроме того — к внутриличностным, межличностным и групповым конфликтам.

Развитие в наших детях качеств творческой личности становится одной из важнейших задач современной школы. Но, к сожалению, подавляющее большинство учителей сомневается в возможности развития творческого мышления.

Один из возможных путей в развитии творческого мышления мы связываем с организацией творческих самостоятельных работ в системе развивающего обучения. Творческая самостоятельная работа, позволяющая учащимся использовать, проявлять и развивать свои индивидуальные способности и таланты обеспечивает возможность самореализации личности в учебном процессе. Кроме того, организация творческой работы способствует разрешению противоречий между потребностью учащихся в самореализации и педагогическим воздействием со стороны учителя. Наша задача, как педагогов, состоит не в передаче некоторой суммы знаний, не в  натаскивании, а в том, чтобы создавать благоприятные условия для развития школьника в процессе обучения, нацеливать на активное познание окружающего мира, позволить ему самостоятельно осваивать новые знания.

Решение задачи формирования у школьников творческого отношения как к своей учебной деятельности, так и к любой другой полагает, в свою очередь, профессиональную компетентность педагогов, их потребность в достижении высокого уровня профессионального мастерства, углубление опыта и совершенствование профессиональных умений, личностно-деловых профессионально важных качеств, достижение высокого уровня мотивации деятельности.

Дружинин В.Н. говорит о том, что существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей.

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в творчестве играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.

Креативный тип личности присущ всем новаторам, независимо от рода деятельности: летчикам-испытателям, художникам, музыкантам, изо­бретателям.

2. Творческая способность является самостоятельной способностью, независимой от интеллекта. В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция, т.е. нет креативов с низким интеллектом, но есть интеллектуалы с низкой креативностью.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей, и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области психологии интеллекта, в частности, Г. Айзенк.

Однако высокий уровень интеллекта не гарантирует творческих достижений. Можно быть интеллектуалом и не стать творцом.

Диапазон творческих задач нео­бычайно широк по сложности — от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изображения новой машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости и т.д., — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.

Да, получается, может быть только у одаренных детей, но подобная работа стимулирует потребность в творческом самопроявлении у всех учащихся.

При оценивании творческих работ необходимо терпение («быстрых» результатов практически не бывает), доброжелательность, деликатность, равноправие (недопустимо делить детей на талантливых и «остальных»). Детей без воображения не бывает.

На творчество легче влиять — его легче индуцировать и раскрыть, но легче и при­давить, «перекрыть ему кислород». Поговорив с интересным творческим человеком или даже просто побывав в театре, на концерте, вы можете на время заразиться творческой энергией людей, с которыми общались или за которыми увлеченно наблюдали. Вы всего лишь слушали и смотрели, но в вас индуцируется собственная творческая активность, вы «загораетесь». По горячим следам этого творческого взаимодействия вы можете найти свое творческое решение. Причем оно может лежать в области, очень далекой от того, что обсуждал ваш собеседник, от того, что вы увидели и услышали. С другой стороны, каждый из нас знает, что за несколько минут можно отбить у человека желание и способность творить надолго, а то и очень надолго — зависимость от окружения делает психику творческого человека хрупкой.

К.Э. Циолковский писал: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому не известные». Видимо, это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта.

Конечно, многие считают, что научить творчеству невозможно, т.к. это качество врождённое. Но всё — таки мы, как преподаватели, должны делать всё, чтобы задатки творчества не угасали, а развивались.

Конечно, начинать нужно с себя. Поскольку ученик, видящий перед собой творчески работающего учителя, сам будет стремиться учиться творчеству. В конце такого урока вместе с детьми делаем вывод, что из всех способностей человека самая главная — это способность к творчеству. Она необходима в любой работе, в любой профессии, и, кем бы они ни были, нужно отно­ситься к своему делу творчески, а не как механические исполнители; «творчество — это великая сила, которая дает крылья человеку незави­симо от возраста».

Помимо нестандартных уроков, которые, несомненно, способствуют подготовке ярко чувствующего и критически мыслящего человека, практически на каждом уроке желательно использовать задания, основывающиеся на воображении учеников.

Многовековая фольклорная, а вслед за ней и литературная традиция создали специальный жанр, адресованный детскому воображению, — сказку. Сочиняя сказку, учащиеся развивают в себе такой неотъемлемый компонент интеллекта, как воображение. Можно попросить учащихся, например, сочинить сказку с грамматическим заданием. При этом нужно соблюсти определенные условия: написать по заданной теме (например, «Путешествие по стране Лексике»), использовать как можно больше повторяемого на данный момент материала. Лучшие работы используются затем в качестве дидактического материала на уроках как для коллективной, так и индивидуальной работы учащихся не только в том классе, где учится автор, но и в других, что является своего рода стимулом для дальнейшей творческой работы для всех.

Что можно делать на уроке, чтобы воображение школьника давало результат в работе по усвоению материала? Вот несколько примеров по созданию и развитию у учащихся так называе­мого «мысленного экрана»:

1. Советы тем, кто учит стихи (читай четверостишие и мысленно представляй то, о чем читаешь).

2. Образность при запоминании словарных слов (вход в пАлатку по­хож на букву А; Орбита имеет такую же форму, что и буква О, и т.п.)

3. Рифмовка правил (НЕ с существительными пишется раздельно, если есть с союзом А противопоставление) и т.д.

Такие и подобные формы работы на уроке помогают учащимся «населить» учебный материал образами воображения и сделать его «своим» (собственно, это и значит «усвоить»).

Какие еще пути развития воображения можно использовать? Первый путь — воздействие извне. Оно достигается  насыщением учебного процесса наглядным материалом. Второй путь — стимуляция воображения, рассчитанная на то, что школьник получает извне не готовый образ, а своего рода «приглашение к придумыванию»: извне дается только первый толчок, «зацепка», исходя из которой ученик создает образы воображения сам. Например, среди тем сочинений, много таких, которые как раз стимулируют воображение: небылица за несколько минут; перевоплощение (Ты — бездомная собака; что ты думаешь о людях, пробегающих мимо тебя? Ты — береза; что ты чувствуешь, когда весной у тебя забирают сок?); описание чувств и мыслей (Май. Вечер. Вверху горит уличный фонарь. Ты поднимаешь голову: между глазами и фонарем — ветки липы. Они черные, в темноте не видны. А возле них — только появившиеся из почек чуть заметные нежно-салатовые листочки. Нарисуй их словами так, чтобы прочитавший ощутил те же чувства, что и ты). Третий путь развития воображения — это целенаправленная работа самого школьника. Результат этой работы можно выявить написании сочинения или стихотворения на свободную тему.

И вот тогда происходит чудо, и обычные, не обязательно талантливые ученики начинают творить. Думаем, не ошибемся, если скажем, что при этом каждый учитель испытывает истинное счастье.

«Глина, из которой ты слеплен, высохла и затвердела, и уже ничто и никто на свете не сумеет пробудить в тебе уснувшего музыканта, или поэта, или астронома, который, быть может, жил в тебе когда-то», — эти пронизанные болью слова Антуана де Сент-Экзюпери как будто обращены к каждому учителю. Все, что нужно для того чтобы учащиеся смогли проявить свои дарования, — это умелое руководство со стороны взрослых.

Именно поэтому на современном этапе происходит обновление содержания образования, целью которого является формирования конкурентных преимуществ личности в творческой компетентности, непрерывном образовании, воспитании и профессиональном самоопределении.

Современное обучение в условиях обновленного образования  позволяет нам наиболее полно учитывать интересы, способности и потребности учащихся, и самое главное создавать условия для обучения в соответствии с их профессиональными и образовательными интересами, что предоставляет возможность воспитывать современную творчески развитую личность.

 

 

Литература

1. Александрова Л.А. Развитие личности школьника в условиях новой образовательной среды. // Образование в современной школе.- 2005.- № 5. – С.53-56.

2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. — 3е изд. — СПб.: 2007. — С. 199.

3. Дружинин В.Н. Психология творчества. // Психологический журнал. – 2005.- Том № 26.- № 5. – С.101-109.

4. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: 2009. — С. 157.

5. Левитов Н.Д. Детская педагогическая  психология. – М., 1960. – 144с.

6. Симановский А.И. Структура профессионально важных качеств учителя, необходимых для организации творческого обучения. // Мир психологии. – 2002. — № 4. — С. 215-222.

7. Сайтимова Т.Н. «Модернизация общего среднего образования в Казахстане» . // Интеграция образования. – 2010. — № 4.

8. Шадриков В.Д. Введение в психологию: способности человека – М.: Логос, 2002.- 160 с

9. Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050: новый политический курс состоявшегося государства», 2012 г. // http://www.akorda.kz

Leave A Reply