Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

1 766 қаралым

Психолого — педагогическая гостиная – досуг для детей и взрослых: Арт-терапия дома и в детском саду

0

Бабина Ольга Яковлевна,

Педагог-психолог 1 категории, г. Хромтау, Актюбинская область


Цель: Развивать воображение, умение видеть мир в живых образах, пробовать передать характеры, которые могли бы быть у предметов. Развивать усидчивость, воображение, зрительную память, ассоциативное мышление. Научить работать в команде.

Оборудование и материалы: карандаши, фломастеры, краски разного цвета; салфетки; 2 листа А -3; 2 листа ватмана; музыкальный центр и музыкальные записи.

Сегодня наша психологическая гостиная посвящена арт-терапии. Арт-терапия – это лечебное воздействие разными видами искусства.

Когда ребенок подрастает, то старается перенести свои ощущения в повседневную жизнь. Малыш пробует рисовать всем, что попадется ему под руку. Обои, окна, столы и пол становятся листом, на котором появляются все новые и новые произведения.

Родители пресекают данные эксперименты, что абсолютно неправильно. Они считают что необходимо, чтобы дошкольник вписался в рамки социума и был адекватным по отношению к обществу, в котором он живет. Но и полет фантазии необходим…

Вот здесь-то и нужна арт-терапия. Она позволят дошкольнику свободно проявлять свою фантазию, использовать различные материалы: гуашь, листья, глину, макаронные изделия, нитки, камешки и т.д. Свободный творческий процесс как будто возвращает ребенка в младенчество, когда он мог делать открытия, и эти открытия радовали родителей.

Всего 1 — 1,5 часа занятий арт-терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившееся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт-терапии снимаются детские глубинные страхи: страх темноты, боязнь воды и собак, отвращение к паукообразным и другим насекомым. Дошкольник на занятиях учится искать компромиссы между своим внутренним миром и требованиями общества, приобретает веру в свои силы, ощущает свою значимость.

Сегодня мы будем рисовать, и конечно, же играть.

Игра «Повтори движение»

Но сначала мы поприветствуем друг друга необычным образом. Давайте встанем в один большой круг, каждый из вас по очереди покажет приветственное движение, например поклон, приседание, взмах рукой, воздушный поцелуй, приложить руку к груди и кивнуть и тому подобное, остальные должны повторить это движение.

Игра «Продолжи рисунок» — коллективно (две команды)

Рисуем животное. Необходимо взять большой лист (А3), для рисования — карандаши или фломастеры. Чтобы уменьшить тревогу и ответственность детей перед чистым листом, нужно нарисовать одну деталь ведущему (овал, круг).

Нужно договориться об очереди, кто за кем рисует, чтобы поучаствовать смогли все. Удобно, поместить лист бумаги на мольберте, каждый участник, подходит и рисует деталь, какую он хочет.

Игра «В заколдованном замке».

Педагог напоминает детям и взрослым сказку о Красавице и Чудовище. Заметьте, что в замке Чудовища все предметы были живыми: умели разговаривать, ходить, петь. «Конечно, это были люди, которых заколдовали. Скажите, а могут ли разговаривать настоящие вещи?» Ответы принимаются любые, от согласия до полного отрицания. «Давайте станем добрыми волшебниками и попробуем оживить предметы». Пока дети рисуют, играет спокойная музыка.

Психолог показывает несколько образцов предметных картинок, уже оживленных (с глазками, ротиком и т.д.). Детям и их родителям предлагаются несколько рисунков обычных предметов: яблоко, кресло, автомобиль, чайник … на выбор, и просит дорисовать к этим предметам глаза, руки, ноги, т.е. оживить их.  Рисунок оживляет ребенок вместе с взрослым. Взрослый помогает и показывает, как может измениться неодушевленный рисунок, как у неживого предмета появляется характер, эмоции.

Родители и дети, внимательно посмотрите на рисунки других участников игры. Выберите понравившийся рисунок, и подружитесь с ним. После того когда хозяева картинок подружились, необходимо рассказать о них небольшую историю (дать имя, описать, где и с кем живет, с кем дружит, какой характер), т.е. сочинить маленькую историю.

Игра Рисуем «Детскую площадку» будущего.

Тема рисунка: «Детская площадка будущего» (коллективно)

Ребенок рисует один элемент и передает рисунок дальше. Родители могут включаться в процесс, и помогать, а могут корректировать и направлять. Во время рисования тема может измениться до неузнаваемости. Весь лист может быть закрашен в разные цвета.

Ведущий следит за тем, чтобы дети долго не задерживали работы у себя, вклад всех в рисунок должен быть примерно равным. Пока дети рисуют, играет спокойная музыка.

Во время занятия, когда дети уже включились в работу, изначальный замысел уже не имеет смысла, каждый доволен своими достижениями и когда не получается красивый рисунок, ответственность лежит на всех, а ни на ком-нибудь конкретно.

После рисования педагог предлагает немного отдохнуть и потанцевать.

Рефлексия. Педагог-психолог: «Я надеюсь, что вам понравилось быть немного волшебниками, создавать волшебные образы и оживлять предметы». Поделитесь впечатлениями, что сегодня вам было самым трудным, а интересным?

Leave A Reply