Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

83 қаралым

Практическое занятие для старшеклассников «Мир, в котором есть Я»

0

Гимазетдинова Анна Валерьевна, педагог-психолог,

Арынова Виктория Никифоровна, педагог-психолог, 

КГУ «Школа-лицей № 14» г.Абай, Абайский район, Карагандинская область


Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

— отработка навыков уверенного поведения;

— развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

— развитие эмоционально-волевой сферы;

— обучение навыкам конструктивного поведения.

Группа участников 13-14 лет не более 15 человек.

Материалы к занятию: разноцветные бейджики, журналы с иллюстрациями, фломастеры, клей, листы формата А10, нарисованные ладони, корона, рамка, сделанная из разноцветных платков размером 3х2, запись ритмичной и спокойной музыки, ножницы.

Для работы стулья расставлены полукругом. Для работы в группах подготовлены столы.

Ход занятия.

1. Организационный блок

Приветствие участников мероприятия, озвучивается тема.

Ведущий:

— Тема нашего занятия «Мир, в котором есть Я». Цель занятия: развитие коммуникативной компетенции, обучение навыкам общения. Общение – это искусство. И если человек владеет этим искусством, ему будет легче адаптироваться в обществе.

Предлагаются правила, которые прописаны на интерактивной доске:

* говорить от своего имени «я думаю», «я считаю», «мне кажется» и т.д.

* выслушивать говорящего, не перебивать.

* не давать оценку выступающему.

* не злословить, не высмеивать, соблюдать тактичность.

— Ребята, что вы ожидаете от занятия? (предложенные ответы подвести к задачам занятия).

2. Разминка

Участникам предлагается передать сидящему от него справа фразу, назвав его по имени: «Я рад тебя видеть, потому что …». Первым это делает ведущий.

— Когда выполняли это упражнение, вы называли качества, достоинства, увлечения или просто делали комплимент. Чьи фразы вызвали интерес? О ком что-то услышали впервые?

3. Беседа

Ведущий:

— Каким вы видите этот мир?

— Что в мире вас восхищает?

— Что вызывает раздражение, тревогу, недоумение?

Мир интересен, прекрасен, разнообразен. Мы тоже такие разные: весёлые, умные, раздражённые, талантливые, ленивые, неунывающие… Мы познаём друг друга в общении. Мы учимся, любим, сочувствуем, помогаем… Мы живём. Мир был бы неинтересным, пустым без человека.

4. Упражнение «Человек»

На доске фигура человека (черно-белый силуэт).

Ведущий:

— Вот перед нами человек.  Что можно о нём сказать? (участники говорят, что он безликий, человеку нужно придать внешний облик. Ученики рисуют внешность. Выходят все желающие).

Ведущий:

— Есть облик, но нет чего?

(участники говорят о внутреннем мире, приписывают качества, увлечения, особенности поведения).

Ведущий:

— Каждый человек индивидуален и неповторим. Каждый является ценным для родителей, родных и близких, друзей, учителей.  Как важно, чтобы в этом мире были люди, которые могли бы поддержать, помочь, дать совет, сказать какие- то приятные слова. Слово является важным средством общения.

— Докажите значимость слов в нашей жизни (участники говорят о положительных и отрицательных последствиях слов).

5. Упражнение «Корона»

Ведущий:

— Представьте, что все мы живём в царстве-государстве, у нас есть король или королева. Кого видите главой?

(участники предлагают «правителя», ведущий усаживает его в кресло и надевает на голову корону. Выходят желающие к «королю» и говорят о нём (указывают качества характера, поступки, действия.  «Правителей» может быть несколько).

Данное упражнение позволяет лучше познать участников, а для кого-то поднять самооценку, снимает скованность, поднимает настроение.

6. Разминка «Скачки» — на фоне подвижной музыки

Это упражнение – динамическая пауза. Участники встают полукругом и вслед за ведущим выполнят команды на слова «скачки», «гости», «барьер», «восторг». На протяжении всего упражнения участники выполняют бег на месте.

Слово «скачки» сопровождается цоканьем;

Слово «гости»- словом «привет»;

Слово «барьер» — словом «ах»;

Слово «восторг» — словом «ура».

Ведущий может повторять какие-то команды подряд. Данное упражнение вносит в занятие веселье, заставляет работать группу слаженно.

7. Групповая работа «Ценности»

Ведущий:

— Что такое ценность?

— Что в этом мире является для вас ценным?

— Какие ценности можно назвать ложными?

(участники делятся на группы по цвету бейджиков. Составляется коллаж по предложенным ценностям).

8. Презентация коллажей с комментариями (определяется спикер в каждой группе, остальные участники дополняют).

Ведущий:

— Чьё выступление было оригинальным?

— Какая группа была убедительной?

— Коллаж какой группы вызвал интерес?

Данная работа обогащает знания, учит работать в группе, заставляет задуматься о своём месте в мире.

9. Упражнение «Фото»

Участникам представляют рамку. Нужно всех разместиться так, чтобы никто не выходил за рамку.

(В данном упражнении выявляются лидерские качества. Находятся участники, которые начинают расставлять в соответствии с условием).

10. Заключительный этап.

Ведущий:

— О чем мы говорили на занятии?

— Какой этот мир для вас?

Мы сегодня работали единой семьёй. Наше занятие подходит к концу. Фотографию на память сделали, оставьте на память пожелания (на заготовленных ладонях участники пишут пожелания и передают по кругу сидящему справа).

Share.

Leave A Reply