Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

1 202 қаралым

Половое воспитание младших школьников

0

Попова Татьяна Владимировна,
Педагог-психолог, КГУ «СШ № 9», г. Петропавловск, СКО



И девочкам, и мальчикам нужно рассказывать

об ответственности за каждый кусочек чувств,
потому что за всё приходится платить жизнью.
А.С. Макаренко

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны… Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери. Они тоже будут воспитывать своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями. Но это не все. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это – наши слёзы, это – вина перед другими людьми, перед всей страной», — писал А.С. Макаренко.
Одной из составных частей общей системы воспитания является половое воспитание. Половое воспитание – трудная и чрезвычайно деликатная, тонкая проблема, требующая сугубо индивидуального подхода к нашим воспитанникам. И решать эту проблему нельзя наскоком; она требует кропотливой систематической работы, постоянного участия и семьи, и школы, и врачей.
Половое воспитание – это, прежде всего, воспитание здоровой, гармоничной, всесторонне развитой личности. А основы личности и физического здоровья закладываются в раннем детстве.
Поэтому главную роль в этом призвана сыграть семья по той причине, что, во-первых, половое воспитание необходимо начать задолго до того, как ребёнок впервые переступит порог школы, а во-вторых, потому, что не только в дошкольном, но и в школьном возрасте большую часть времени наши дети проводят в кругу семьи. В половом просвещении родителям следует привить детям некоторые специальные гигиенические навыки и сообщить кое-какие элементарные знания. Важны приёмы физического ухода за ребёнком, общегигиенические мероприятия. Дети должны жить по твёрдо установленному режиму дня. Питание ребёнка должно быть умеренным. Огромную роль в половом воспитании играет весь комплекс мероприятий по улучшению общего физического развития ребёнка – гимнастические упражнения, закаливание, воздушные и солнечные ванны.
Задача педагогов помочь родителям получить представление о главных этапах полового развития, о трудностях, переживаемых детьми, чтобы вовремя дать верный совет, чтобы создать оптимальные условия для правильного полового развития ребёнка. В школе должны обсуждаться лишь самые общие, самые широкие проблемы любви и брака. Причём обсуждаться на примерах литературы, на уровне «платоническом», не преступая грани, за которой начинается физиология и анатомия. Физиологических и гигиенических аспектов проблемы пола следует касаться лишь в индивидуальной беседе или в группе не более 3-х человек, и главным образом врачу, а не педагогу. Участие медицинских работников решении очень важно, так как именно они владеют знаниями о сущности анатомо — физиологических особенностей возрастного развития ребёнка, обусловливающих правила гигиены.
Цель полового воспитания – способствуя гармоничному развитию организма раннего детства привить ребенку определенные, связанные с полом гигиенические требования и навыки, в период созревания обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами, воспитать не только сознание высокого предназначения человека, но и его ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения.
В связи с этим перед педагогическим коллективом стоят следующие задачи:
проводить профилактические мероприятия;
пропагандировать здоровый образ жизни;
воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам и сохраняющим и приумножающим его;
заботиться о развитии души ребёнка (в первую очередь нравственном), чтобы вырастить самостоятельного человека с развитой душой и высоким уровнем духовных запросов, разумными потребностями, личным достоинством;
в половом просвещении помочь родителям получить представление о главных этапах полового развития, о трудностях, переживаемых детьми, об особенностях физического ухода;
предупреждение половой возбудимости путём выполнения детьми определённых гигиенических требований;
усиление связей семьи и школы;
нравственное, социально-гигиеническое, семейно-нравственное воспитание учащихся.
Учащиеся младших классов должны осознавать свою половую принадлежность. У мальчиков нужно формировать мужские черты личности: мужественность, уважительное и чуткое отношение к маме, учительнице и сверстницам. У девочек: женственность, аккуратность, уважительное отношение к маме, папе, учительнице, учителю, сверстникам.
Детей надо учить правилам поведения в транспорте, в общественных местах. У них необходимо воспитывать стремление к дружбе, к оказанию посильной помощи дома по хозяйству и в школе друг другу. Учащиеся должны осознать необходимость дружбы и откровенности с родителями, понять значение дружной семьи, в которой родители заботятся друг о друге и о детях.
Девочкам, начиная с 9 лет, надо рассказать об изменениях, происходящих в организме под влиянием половых гормонов (рост тела, появление вторичных половых признаков: развитие молочных желез, появление менструаций). Их надо убедить в необходимости обращаться за разъяснением к близким взрослым или медицинским работникам при возникновении каких-либо вопросов, связанных с половым созреванием.
Младшие школьники должны понимать различие полов в растительном и животном мире, понимать, как происходит размножение растений и животных, иметь общие сведения о строении организма мальчиков и девочек, о беременности женщины, понимать необходимость бережного отношения к женщине, ожидающей ребенка.
В ходе и индивидуальных бесед и если это возможно, групповых занятий, дети должны знать, как:
Защитить свое тело (школьники должны понять, что их тело принадлежит им, особенно интимные места, прикрываемые купальными костюмами и трусиками).
Сказать «Нет!» (детей с детства приучают слушаться взрослых подчиняться им, но школьники должны знать, что можно и нужно говорить «Нет!», если кто-то пытается нанести им вред).
Рассказывать (важно донести до сознания детей, что любое случившееся с ними происшествие должно стать предметом разговора с близкими людьми, особенно если речь идет о пугающем эпизоде).
Не заводить секретов от близких людей (необходимо внушить детям, что некоторые секреты никогда нельзя хранить, даже если было обещано ничего не говорить). Нередко взрослые (особенно из числа знакомых) утверждают, что поцелуй или прикосновение — «наш секрет». Это сбивает с толку даже того ребенка, который уже умеет хранить тайны.
Не давать прикасаться к себе (надо объяснить ученикам, что они могут соглашаться или не соглашаться на чьи-либо прикосновения или поцелуи, но никто не должен просить их держать в секрете такие ласки). Иногда дети не хотят, чтобы их обнимали или целовали, однако это должно быть предметом выбора, а не страха. Не следует принуждать их обнимать или целовать, кого бы то ни было.

Формирование знаний по нравственно – половому воспитанию необходимо начинать с первых дней учебы в школе. Главная задача – научить детей выбирать программу поведения, чувствовать ответственность перед собой и другими людьми, воспитывать чувства совести, благородства, стыда, чести, достоинства справедливости, уважения, приучать к нормам этикета мальчиков и девочек.

Литература
Взаимодействие школы и семьи: учебно-методическое пособие / Сост.: Г.М. Гнездилова, Е.Э. Доценко; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: РИО БПГУ им. В.М. Шукшина, 2007.
Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника.- М.: Владос.- 2002.
Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания [Текст]: учебное пособие / Л.И. Маленкова. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.И.Петрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.

Leave A Reply