Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

96 қаралым

Организация и содержание периода адаптации к школе первоклассников

0

Андреева Елена Геннадьевна,

Педагог-психолог, КГУ «Мамлютская школа-гимназия №1»


Перешагнув порог школы, ребенок попадает в совершенно новый для него мир. Возможно, ребенок долго ждал этого момента, но ему придется адаптироваться к новой жизни, где его ждут новые испытания, друзья и знания. Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо.

Эти четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали». Немаловажная особенность обновленного содержания образования – это критериальное оценивание. На каждый изучаемый раздел по предметам ставятся конкретные цели обучения, достижение которых оценивается по критериям: «достиг» и «стремится».  Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей,  так и характерными особенностями системы обучения.
Основная особенность обновленного содержания образования, на мой взгляд, ее ориентированность на общее развитие личности в целом, на полноту реализации духовных, интеллектуальных, физических сил каждого ребенка. Раскрыть эти возможности детей можно только в процессе их активной поисковой учебной деятельности, связанной с положительными эмоциями и переживаниями.

Единство интеллектуального и эмоционального решается в пользу эмоционального, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу.

Мотивы учебной деятельности первоклассников прямо связаны с характером их эмоций, с их душевным состоянием на уроке. Поэтому исходное требование системы общего развития – создание в классе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, доверия ребенка учителю и классу – приобретает еще большее значение при обучении шестилетних детей. Нынешним первоклассникам свойственны слитность, нерасчлененность мышления, снижение уровня развития анализа и синтеза. Ему подчиняется психическое развитие в целом и умственное развитие в частности. Следовательно, на начальном этапе обучения следует погружать ребенка в наиболее общую картину мира, которую могут представить метапредметные связи. Интеграция реализуется как на межпредметном, так и на внутрипредметном уровне.

Представление детям широкой общей картины мира (задача системы общего развития) позволяет в качестве объекта познания рассматривать не отдельные факты или явления, а прежде всего их смысловые, существенные связи. Таким образом, возникают объективные условия для обобщений и систематизации получаемых знаний. Следующая особенность прямо связана с предыдущими: механизмы мышления (анализ, синтез, обобщение) наиболее продуктивно осуществляются на наглядно-действенном, наглядно-образном и в какой-то мере словесно- образном уровнях. Именно эти уровни мышления должны стать ступенькой к словесно-логическому уровню мышления. Мы говорим не о последовательной, а о параллельной работе на всех четырех уровнях осуществления мыслительной деятельности с учетом достижений ребенка.

На первых порах особое значение приобретают виды деятельности, уже знакомые ребенку. Их назначение: на практическом -труд, физкультура, образном- изобразительное искусство, музыка, на практическом, образном и теоретическом уровнях –естествознание, развивать сильные стороны ребенка, создавая ситуацию успеха, чтобы активизировать еще недостаточно созревшие образования. Но в то же время в комплекте по обучению грамоте и в учебнике по математике информация, работа с которой требует отвлеченного мышления, подкрепляется зрительным образом.

Среди других особенностей отмечу трудности в овладении одним из важнейших обязательных новообразований, приобретаемых ребенком в школе, – письменной речью. Источники этой трудности приоткрыл еще Л.С. Выготский: «Письменная речь приобретается ребенком не иначе как в процессе развития… В голом процессе обучения она не может быть приобретена». Письменная  речь  напрямую связана с такими новообразованиями школьного возраста, как внутренняя речь, произвольность, владение абстракциями, в частности перекодированием звуков в символы-буквы. Из этого следует, что новая для ребенка форма речи требует активизации тех образований, которые созревают только в процессе школьного обучения. В системе общего развития предусмотрен период постепенного перехода от изображения ребенком своих мыслей в рисунках, пиктограммах,   в схемах предложений, в схемах слов и их «чтения» к собственно письменной речи необходимы  специальные  развивающие игровые задания по активизации функций, необходимых для усвоения письменной речи.

Совершенной новизной для каждого поступающего в школу ребенка является учебник.   Учебники по всем предметам своим видом и содержанием должны привлекать детей, чтобы у них возникало желание рассматривать эти книги, работать с ними. Само наличие учебников по трудовому обучению, музыке, активизирует основные функциональные системы организма: воспринимающие органы чувств, перерабатывающие мозг и моторные исполнительные функции. Например, произвольная деятельность по созданию предлагаемого объекта начинается на уроках трудового обучения с анализа или готового объекта, или его изображения. Ребенок ставится в ситуацию поиска средств, способов исполнения. Учитель настраивает его на предварительное планирование, осознание будущих действий.

План действий составляется в ходе коллективного обсуждения, но реализуется план самостоятельно. После выполнения изделия ученики словесно анализируют последовательность своих действий, останавливаясь на своих находках и на возникших трудностях, которые удалось преодолеть. Последовательность выполнения изделия сравнивается с планом действий. Так первоклассник на доступном для него содержании включается в процедуру осознания процесса учения (реализация соответствующего дидактического принципа системы общего развития школьников). Известно, что наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами. Поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение.

Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей. Сопровождение деятельности словесным отчетом работает на развитие их речи, учит адекватному речевому общению с учителем и одноклассниками. Главное, чтобы работа происходила в свободной атмосфере с непосредственными живыми реакциями детей. Уже в первой четверти дети попробуют свои возможности в работе с самым разнообразным материалом: с пластилином, бумагой, природным материалом. Чтобы умело ими пользоваться, надо знать их свойства, надо увидеть возможность их необычного, оригинального применения, то есть включить исследование, воображение.

Ручной труд вырабатывает такие качества личности, необходимые для продуктивного обучения, как терпение, настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели, аккуратность и тщательность в исполнении работы. На этих уроках вырабатываются ритмичность, точность движений, развиваются координации зрительно-моторные и слухо-моторные, так необходимые при обучении грамоте и усвоении математических знаков. Эти же качества развиваются на уроках физической культуры и во время проведения динамических минуток.

Эти занятия необходимо в полной мере использовать для воспитания у детей ответственности за команду, стремления к победе, что требует безусловного принятия указания учителя и быстрого реагирования на него. Исследования убеждают: ребенок, как и взрослый, прежде чем совершить какое-то действие, вольно или невольно оценивает, как оно будет воспринято окружающими. Оценка других является важнейшим регулятором и побудителем поведенческих актов. Так формируется социальная роль — необходимость совершать определенные действия, и в то же время — ожидание оценок, ответных действий. Социальная роль постигается непроизвольно, в процессе общения с другими детьми и уяснения того, что от тебя требуется и чего ты вправе требовать от других. В итоге образуется сложнейшее переплетение индивидуальных особенностей характера, личных убеждений, симпатий и антипатий с набором необходимых для данной группы поведенческих установок.

Первый, основной круг требований определяется учителем: усвоение знаний, выполнение дисциплинарных требований. Вполне естественно, среди учеников возникает здоровый дух соперничества, соревнования. Но если до школы основными условиями победы в соревновании были ловкость, сила и быстрота, т. е. физические качества, то теперь требуются усилия интеллектуальные, к которым ребенок не привык. В итоге может получиться, что привыкшие быть лидерами физически крепкие ребята оказываются в числе отстающих учеников, а скромные, застенчивые, «слабосильные» дети занимают ведущие места. Уже здесь коренятся истоки первых разочарований и неожиданностей. В результате различные плоскости оценок причудливо пересекаются в миропонимании ребенка. То, за что хвалит учительница, не одобряют одноклассники, и наоборот. Трудно бывает ребенку осмыслить такой поток несовпадающих оценок, соотнести их между собой. Пытаясь сравнить несравнимое, ученик мучительно ищет выход и не знает, что предпринять. Обратиться к учительнице? За это могут дразнить ябедой. Спросить у родителей? Они ответят: «Самое главное — хорошо учись. Не обращай ни на кого внимания». Испуг, раздражительность, неуверенность — итог мучительных поисков. И все это у ребенка, обладающего высокими интеллектуальными способностями, не испытывающего трудностей при обучении. Еще более драматично может происходить выбор социальных позиций у детей, которым трудно дается усвоение учебного материала.

Каждый ребенок начинает свой путь в школе с каким-то уровнем самооценки. Школа будет индикатором, который выявит этот уровень, усилит или, наоборот, снизит его. Наиболее трудно приходится в школе тем детям, которое воспитывались в атмосфере всеобщего умиления, потакания детским капризам. Такие кумиры семьи, как правило, имеют очень высокий  уровень самооценки, они привыкают к тому, что практически любой их поступок вызывает одобрение родителей и родственников. Их социальная роль до школы — быть в центре внимания. Однако во время учебы привычные ожидания не подтверждаются. Учительница со всеми учениками обращается ровно, не выражая к кому-либо особых симпатий или антипатий. Одноклассники тоже не склонны просто так, сразу признавать кого-то лидером, нужно сначала завоевать их уважение. Для кумира начинается пора терзаний и поисков выхода. Бывает, что главная цель этих исканий — привлечь к себе внимание любой ценой. А поскольку первоклассник еще социально незрел и желания у него преобладают над рассудком, средством достижения своей цели он избирает неадекватное поведение — а это дерзкие выходки во время уроков, бессмысленная агрессивность на переменах, постоянные конфликты. Понимание проблем поступающего в школу ребенка позволило сформулировать следующие задачи, которые актуальны в период его вхождения в школьную жизнь: создать атмосферу доброжелательности и понимания, творческого сотрудничества с учителем и одноклассниками в процессе новой для детей учебной деятельности. Формировать положительные мотивы, ввести в классный коллектив.

Познакомить с особенностями учебных предметов и научить пользоваться учебными пособиями. Создать условия для развития мышления, наблюдательности и практических действий .Создать условия для формирования основных компонентов учебной деятельности, уделив особое внимание восприятию цели деятельности и ее удержанию в процессе выполнения. Обеспечить постепенный переход к произвольной деятельности. Расширять кругозор, активизировать устную речь, создать предпосылки для развития письменной речи и математических знаков. Развить психо-физиологические функции, необходимые для продуктивного обучения: слухового, зрительного анализаторов, речевых органов, мышц руки, пространственной, временной, количественной ориентации, восприятия ритма и умения воспроизводить ритмичные действия, слухо-моторной и зрительно-моторной координации. Постоянно наблюдать за динамикой продвижения детей по отношению к стартовому уровню. Поступление в школу – важный этап взросления, стремление к которому, изначально заложено в ребенке наряду со стремлением к движению и познанию.

Share.

Leave A Reply