Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

920 қаралым

Люби себя / Тренинг для учителей

0

Шкаленко Светлана Николаевна,
Педагог- психолог, КГУ «Чеховская средняя школа отдела образования акимата Сарыкольского района», Костанайская область


Цель тренинга: снять напряжение, чувство тревоги, способствовать развитию умений самоанализа и преодолению психологических барьеров у педагогов.

Рекомендации ведущему: Ваша основная задача – создание условий для активной, самостоятельной работы каждого участника. Контролируйте эмоциональное состояние всех участников и в случае необходимости окажите психологическую поддержку.

1. Упражнение «Знакомство».
Задание: оформите визитку, напишите на ней то имя, которым вы бы хотели, чтобы вас называли.
Цель занятия можно определить притчей:
Две лягушки забрались в погреб и попали в горшок со сметаной. Положение было безнадежным, и одна из лягушек не стала тратить силы, и пошла на дно. Другая же барахталась и вскоре ощутила что-то твердое: это она сама сбила из жидкой сметаны твердое масло. Оперлась она лапками на твердый масляный ком и выпрыгнула из горшка. Не падай духом, не умирай раньше смерти.

2. Упражнение “Мой стиль в профессии”.
Группа учителей садится в круг и психолог предлагает каждому выразить приветствие группе, представляя, что перед ними не учителя, а школьники. Приветствие может выражаться словами: “Здравствуйте, ребята!” Рекомендуется при этом подкрепить свою фразу жестом, позой, выражением лица. После того, как все участники группы выразили свои приветствия, проводится общее обсуждение, на котором учителя высказывают впечатления как бы с позиции детей. Какое из приветствий было наиболее открытым и доброжелательным, чья фраза выступила эффективным стимулом к активному действию.

3. Упражнение “Кто Я”.
Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос “Кто я?”. Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.
По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8- прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10- средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20- вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше.
Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: “Я учитель” или “Я мать”. Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.Сейчас, пусть каждый из нас выскажет это в слух. (Высказывания по кругу)

4. Упражнение “Крокодил”.
Посчитайте, сколько в группе людей, назовите это число группе и объясните задание:
Сейчас вы будете свободно ходить, просто ходить под музыку и смотреть друг на друга. Можете танцевать, развлекаться и вообще делать что хотите, однако в любой момент могу свистнуть и сказать: “В группы по пять!” – или по три, или по семь. Так вот – вам надо оказаться именно в такой группе. Пожалуйста, постарайтесь не остаться вне заданной группы. И если в группе должно быть шесть человек, а у вас пять или семь – вы с заданием не справились. Внимание, ходим!
Все ходят, затем ведущий дает свисток, мгновенные перемещения, народ так или иначе формирует группы, и так несколько раз. Заканчивается все тем, что ведущий называет цифру, равную численности группы, поделенной на три, и пару мгновений спустя, то есть исключительно бодро, группа делится ровно на три части.

5. Упражнение “Автопортрет”.
Мы выразили себя в словах, а теперь выразим себя в рисунке. Возьмите бумагу и карандаш, снова задайте себе вопрос: “Кто я?” и попытайтесь уловить на него ответ в форме мысленного образа. Не думайте и не рассуждайте об этом, позвольте образу самому возникнуть в сознании. Затем откройте глаза и нарисуйте свой символический автопортрет. Это может быть и цвет, и линии, и образ (звучит спокойная музыка, можно П.И. Чайковский “Ноктюрн” или “Песнь без слов”).
После того как рисунки выполнены, проходит обсуждение рисунка в группе. Ведущему, нужно подвести итог: все мы очень разные, необыкновенные, красивые и неповторимые.

6. Упражнение “Письмо самому себе любимому”.
Все мы очень разные. Но можно ли сказать, что образ “Я” бывает “хорошим” или “правильным”? Нет, не бывает правильного внутреннего мира. Но бывает гармоничное и не гармоничное состояние нашего внутреннего мира. Достигнуть гармонии с самим собой помогает эмоционально принимаемый образ “Я”.
Теперь соберите воедино все, о чем мы сегодня говорили и напишите письмо, обращение к самому себе любимому.
Это заключительное упражнение, письма можно зачитывать, но только с согласия авторов. Если группа не настроена, читать письма настаивать не стоит.
По окончании тренинга идет рефлексия. Вопросы для обсуждения:
Какие чувства Вы испытали?
Что нового о себе узнали?
Будете ли Вы хранить этот новый образ?

7. Упражнение “Подарок”
Участники тренинга рассаживаются в круг, и психолог предлагает каждому участнику по кругу без слов при помощи жестов, мимики, позы подарить следующему участнику подарок. Тот участник, которому подарили подарок, благодарит и дарит свой подарок следующему участнику..

Leave A Reply