Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

860 қаралым

Игровой сеанс «Знакомство со школьной страной»

0

Максяткина Татьяна Анатольевна
педагог-психолог 1 квалификационной категории высшего уровня, КГКП ясли-сад «Снегурочка»,
г. Шахтинск, Карагандинской обл

Цель: Активизировать у детей положительных впечатлений о школе, учебной деятельности.
Задачи:
Образовательные
• уточнить представления детей в группе о школьной жизни;
• совершенствовать и обогащать предметные представления;
• создать в группе атмосферу взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки;
• учить детей работать самостоятельно.
Воспитательные
• воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога;
Коррекционные
• развивать произвольное внимание;
• тренировать волевые качества детей;
• развивать воображение, мышление детей;
• развивать зрительное восприятие.

Ход проведения:
I. Мотивационно-побудительный этап
Психолог: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями! Когда мы узнали, что к нам придут гости, мы очень удивились (дети изображают удивление). Потом испугались (дети изображают испуг). Немного подумали и обрадовались. Давайте поприветствуем наших гостей и подарим им свои улыбки (дети улыбаются). У меня сегодня очень хорошее настроение. А какое настроение у вас?
Дети: Хорошее, радостное, доброе…
Психолог: Посмотрите внимательно на наших гостей и попробуйте догадаться, какое у них настроение?
Дети: (ответы)
Психолог: Ребята, а что вам помогло догадаться, какое настроение у гостей?
Дети: Улыбки, глаза…
Психолог: Я приглашаю вас в наш круг радости, потому что для радости есть причина, ведь здесь собрались верные друзья.
В Казахстане мы живём,
Есть у каждого свой дом.
Есть работа, есть друзья,
Мама, папа есть и я.
II. Организационно-поисковый этап
Психолог: Вы скоро пойдёте в школу и вам будут встречаться и трудности, и успехи. Обратите внимание на столе стоят две банки — копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика». В эту копилку мы будем собирать «трудности ученика». А в эту копилку мы будем собирать «успехи ученика». Вы ещё не знаете, какие трудности и успехи будут подстерегать вас, поэтому мы с вами отправимся в неизвестную вам школьную страну, а поможет нам, конечно, сказка, авторами которой будете вы. Пожелаем друг другу успеха и скажем хором «У нас всё получится».
Психологический настрой «У нас всё получится»
Сказкотерапия «Про одного мальчика, который пошёл в школу»
Психолог (раскладывает картинки): Встаньте парами, подойдите к столу и выберите понравившуюся вашей паре картинку.
Дети выбирают картинки.
Психолог вместе с детьми придумывает начало сказки про мальчика, который пошёл в школу.
Психолог: А для продолжения нашей сказки нужно взять другие картинки.
Дети выбирают картинки.
Психолог вместе с детьми придумывают продолжение сказки, в которой говорится, что мальчик стал обижать детей.
Психолог: Мальчик стал обижать детей. Все дети перестали дружить с ним. Мы идём и берём новые картинки.
Дети выбирают картинки. Психолог вместе с детьми придумывают окончание сказки.
Психолог: Мальчику было очень трудно — никто с ним не играл. И он решил исправиться, стал хорошим. Какие трудности встретились на пути? (не умеют дружить). С какими успехами вы встретились? Как в школе нужно вести себя?
Психолог: Ребята, вы хотите в школу? (Стук в дверь)
Психолог обращает внимание на письмо, которое висит за окном. Достаёт его и читает: «Ребята, если вы хотите в школу, то возьмите меня с собой. Я начинаю учебный год и зову всех на урок. Ребята, кто это? Проверьте свой ответ и «прочитайте“ слово по первым звукам предметов, изображённых на карточке».
Упражнение «Читалочка»
Дети читают слово «звонок».
Психолог: Так это звонок. Но как нам его найти? Нам поможет ниточка, которая и приведёт к звоночку.
Дети ищут и находят звонок.
Психолог: Это звонок, который начинает урок. С какой трудностью мы можем встретиться? (не успеть на урок, проспать или задержаться в столовой, а в школе и на уроке надо быть со звонком).
А в чём будет заключаться успех ученика? (вовремя приходит на урок, быть дисциплинированным).
Психолог: Ребята, расскажем звонку, почему вы хотите в школу.
Упражнение «Я хочу в школу, потому что…»
Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему, передавая друг другу звонок.
Звенит звонок.
Психолог: Звенит звонок и зовёт нас в школу. Ребята, здесь изображена трёхэтажная школа, по три класса на каждом этаже. Кто в каком классе будет учиться, нужно найти классы:
Артёму — класс на втором этаже, второй по счёту,
Рите — класс справа над Артёминым классом,
Вике — класс слева от класса Артёма,
Ване — класс слева от класса Риты,
Ване — класс, расположенный в правом углу нижнего этажа школы.
Аяну — класс под Артёминым классом слева.
Вадиму — класс между Аяном и Ваней.
Психолог: Вот и всё. Ученики нашли свои классы. С какими трудностями столкнулись? (ориентироваться в пространстве). А с какими успехами? (дети отвечают).
Психолог: Садимся за учебные столы и я расскажу вам историю, как дети разговаривают про школу.
Первый ребёнок сказал: «Я хожу в школу, потому что меня заставляет мама. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». (На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1 — внешний мотив — низкий уровень)
Второй ребёнок сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». (Выкладывается карточка с рисунком 2 — учебный мотив — высокий уровень)
Третий ребёнок сказал: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». (Вы¬кладывается карточка с рисунком 3 — игровой мотив — низкий уровень).
Четвертый ребёнок сказал: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». (Выкладывается карточка с рисунком 4 — позиционный мотив — средний уровень)
Пятый ребёнок сказал: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать, кем захочешь». (Рисунок 5 — социальный мотив — высокий уровень)
Шестой ребёнок сказал: «Я хожу в школу, потому что мне нравится получать пятерки» (Рисунок 6 — мотив отметка — средний уровень)
Психолог: Как вы думаете, кто из них прав. Выберите карточку и подойдите ко мне. Поместим карточку в свой класс. Почему ты выбрал эту карточку? (Ответы детей). Самое главное в школе — учиться. Учёба — это труд, если вы будете стараться, выполнять всё, быть дисциплинированным, то вы будете успешными учениками. В школе можно и поиграть — на перемене (звенит звонок).
Игра — упражнение «Мы любим друг друга»
Психолог: Встаньте парами и повторяйте за мной:
Я — дрозд, ты — дрозд.
У меня нос, и у тебя нос.
У меня щёчки красные, и у тебя щёчки красные.
У меня губки алые, и у тебя губки алые.
Я — друг, и ты — друг.
Мы любим друг друга!
(Обнимаются)
Психолог: Итак, что в наших баночках, собрались и трудности, и успехи. Давайте «погремим» копилкой и узнаем чего больше — трудностей или успехов.
Гремят копилками и определяют, что успехов больше, чем трудностей.
Психолог: Мы с вами успешно преодолели все трудности. Все трудности превратились в успехи ученика, которые будут сопровождать вас в школьной жизни. Вот и закончилась наша встреча. Теперь нам надо отдохнуть.
Дети садятся на ковёр. Закрывают глаза и расслабляются.
III. Рефлексивно-корригирующий
Релаксация «Скоро в школу»
Психолог: Скоро вы по настоящему станете учениками, вас встретит добрая и умная учительница. …, она научит вас писать, читать, считать, расскажет много интересного о разных странах, о различных знаменитых людях…, вы узнаете основы многих школьных предметов, выучите русский, казахских и иностранный язык и будете получать оценки (дети открывают глаза). Какие оценки вы будете получать? А это хорошие оценки? (Ответы детей).
Психолог: Каждый повторит: «Я буду первоклассником, я буду стараться, я узнаю много интересного».
Аффирмации
Психолог: А сейчас нарисуйте на песке каждый своё настроение.
Дети рисуют на песке настроение.
Психолог: Все молодцы, хорошо занимались, в школьную будущую жизнь я вам дарю талисманы — звоночки.
Дети звенят в колокольчики и под музыку идут в группу.

Список литературы
1. Архипова И. А. Подготовка ребенка к школе. — Екатеринбург, 2004.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. — СПб., 2004.
3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М. , 1991.
4. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М. , 2002.
5. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. — М., 2003.
6. 150 тестов, игр, упражнений для подготовки детей к школе. — М. , 2002.
7. Методика М. Р. Гинзбург «Определение мотивов учения».

Leave A Reply