Утаржанова Гульфия Хайрулловна –
Дефектолог областной психолого-медико-педагогической консультации, г.Уральск, ЗКО
Интегрированное открытое занятие дефектолога и учителя – лечебной физической культуры
Цели и задачи: коррекция познавательной сферы у детей с расстройством аутистического спектра на занятиях лечебной физкультуры, развитие физических способностей, развитие познавательной деятельности, умение ориентироваться в пространстве.
I. Подготовительная часть.
Построение. Приветствие.
II. Основная часть.
1) Упражнения для развития физических качеств, мелкой моторики, умений ориентироваться в окружающем мире.
1. Упражнение «Веревочки».
Инструкция:
Встать, слегка наклонившись назад. Руки поднять вверх.
Затем уронить руки, как «веревочки»: на счет «1» – поднимаем руки, на счет «2» – опускаем.
2. Упражнение «Маятник»
Инструкция:
Дети слегка наклоняются вперед, опустив руки.
Педагог предварительно показывает правую и левую руку.
По команде дети машут руками вправо-влево.
3. Упражнение «Дерево на ветру»
Инструкция:
Дети стоят, руки подняты вверх.
По команде дети машут руками вправо-влево.
4. Упражнение «Подъемный кран»
Собрать в ведро разноцветные воздушные шарики (небольшие шарики заполнены разной крупой). Ребенок называет цвет шарика который кладет в ведро.
Инструкция:
Перед детьми стоит ведерко и разноцветные шарики.
Педагог называет цвет шариков, а ребенок кладет соответствующий шарик в ведерко.
Дети встают, вытянув руки вперед, при этом удерживая в руках ведерко.
Необходимо быстро расслабить, и опустить ведро.
2) Упражнения на умение различать, соотносить и называть основные цвета, геометрические фигуры и величины, развивать слуховое внимание, развивать физическую активность, внимательность, координацию движений, развивать навыки порядкового счета и тактильных ощущений.
1) Упражнение «Стирка»
Педагог называет цвет ленточки. Ребенок должен выбрать подходящую ленточку. Ленточки и прищепки будут разного цвета.
Инструкция:
Дети наклоняются и выполняют движения, имитирующие полоскание белья (вместо белья – ленточки).
Затем дети распрямляются, развешивают ленточки по веревочкам и закрепляют соответствующей прищепкой по цвету.
2) Упражнение «Штангист»
Имитация поднятия мячей с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания. Мячи будут разной величины и цвета.
Инструкция:
По команде педагога дети попеременно то одной, то двумя руками берут мячик (например, маленький красный мяч) и поднимают вверх.
Затем резко опускают его.
3) Упражнение «На параде»
Ребенку предлагается пройтись по комнате, как на параде – марш под барабан.
Инструкция:
Каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана.
Предложить нормальный темп шага, с усилением, быстрый, замедленный…
4) Упражнение «Гимнаст»
Инструкция:
На полу лежит мат с изображенными на нем цифрами.
По команде педагога ребенок должен наступить на ту цифру, которую ему назвали.
Упражнение дается на убыстрение темпа.
5) Упражнение «По тропинке»
Инструкция:
Перед ребенком ставятся геометрические фигуры в несколько рядов в виде тропинки.
Педагог называет фигуру, а ребенок должен переступить через соответствующую фигуру.
6) Упражнение «Мишка на бревне»
Инструкция:
Ребенок должен проползти по лавочке до конца.
Затем педагог называет геометрическую фигуру (фигуры висят над головой ребенка).
Ребенок подпрыгивает и достает названную фигуру.
Затем ползет по лавочке обратно.
7) Упражнение «По камушкам»
Перешагивать через «ручеек» в виде скакалки, по краям, которой находятся цифры.
Инструкция:
Поочередно ребенок перепрыгивает с цифры на цифру, называя и соблюдая последовательность.
Дойдя до последней цифры ребенок прыгает обратно от 10 до 1.
III. Релаксация.
1. Упражнение «Водные процедуры».
В небольшой прозрачной емкости с водой лежит разноцветная мозаика. Также стоят разноцветные тарелки.
Инструкция:
С помощью детской ложечки ребенок ловит в воде мозаику и кладет ее в посуду соответствующего цвета.
2. Упражнение «Массаж».
Растирание ладоней ребенка обеими руками.
Поочередное надавливание пальцами одной руки на пальцы др. руки.
Потряхивание пальцами, как будто встряхиваем воду с рук.
Прокатывание ладонью резиновых мячей с шипованной поверхностью.
4. Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.