Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

451 қаралым

Эссе «О мудрости»

0

Бояринова Ольга Петровна
Заместитель директора по УВР
КГУ «Комплекс «Верх -Березовская начальная школа -детский сад» ОО по ВКО»,

ВКО Глубоковский район п. Верх-Берёзовка
 

Эссе «О мудрости»

 

Мудр не тот, кто знает многое, а нужное.
Эсхил

 

В нынешнем веке технологий многие вещи стали утрачивать свою ценность и глубокий смысл. Еще великие древнегреческие философы задумывались и писали о мудрости времени, жизни, поступков. Когда я была ребенком, все взрослые казались мне мудрыми, полагалая, что мудрым может быть только зрелый, взрослый человек. Я считала  что мудрость – это не просто знания, но и  опыт. Все пожилые люди виделись мне источником добра, мудрости и опыта. Да…. Как ошибочно мне все это думалось…
Возраст не делает человека мудрым!!! Мудрость – это не просто опыт, знания, рассудительность – это, прежде всего спокойствие, это отсутствие лишних эмоций, которые затмевают рассудок. Мудрый человек УМЕЕТ принимать жизнь такой она есть. Мудрый человек идет по жизни и видит ЦЕЛЬ. К этому нужно стремиться, работать над собой, понимать чего ты хочешь от себя, не от других! От себя! Чувства и эмоции – это помеха на пути к мудрости. Хотя… стремиться к мудрости можно разными путями. Первый путь – это знания. Учимся сами, учим других, учимся на своих и чужих ошибках. Спотыкаемся, падаем, плачем, снова встаем и снова идем — это начало второго пути – опыта. Вот тут важно остановиться, не торопиться и начать размышлять. Молодость – миг. Тогда не было времени думать, размышлять, хотелось лететь, дышать полной грудью, мечтать и воплощать мечты. Многие так и застревают в этом юношеском возрасте, жизнь прожигается бестолково и нелепо. В размышлениях человек способен задуматься о ценностях, о смысле жизни, о том, что ты сделал и принес в этот мир, что можешь еще дать…
Много лет работая с детьми, понимаешь и удивляешься – столь многому и мудрому учат эти светлые, неокрепшие умы и сердца, сами того не подозревая. Невольно задумываешься – всякий ли мудр, кто до седин дожил? Часто дети задают мне детские, наивные вопросы, которые ставят меня в тупик. Пытаюсь ответить на них правильно, умно, подбираю слова несущие нравственность. Но иногда задумываюсь, верно, ли я ответила? Все ли правильное и нравственное – мудро? Нравственность не бывает лукавой, она незыблема. А мудрость может быть, иногда,  и лукавой… Если берешься учить, нельзя ошибиться.
Многие, постарев, превращаются в опытных, но злобных людей, которые нетерпимы к ошибкам и ветрености молодых. Которые  в своей амнезии души не способны действительно чему-то научить молодость. А истинно ценная цель мудрости – это желание оставить после себя доброе, нужное, памятное наследие дел и поступков. Молодость любит учиться на своих ошибках, но она обладает хорошей памятью. Все, чему меня учили бабушки, дедушки, вспоминалось в жизни мне позже и всегда в трудные жизненные моменты. Когда жизнь ставила, казалось бы,  совершенно непреодолимые препятствия, в памяти всплывали слова моего деда, когда он видел мой потухший взгляд. Сколько участия, понимания и мудрости они несли! Сколько силы дают эти воспоминания сейчас! Он не изучал труды Канта, не знал тонкостей психологии, но сколь мудрыми и нравственными были его советы. Только сейчас я осознала это.
Важно в суете жизненных забот остановиться, поразмышлять, и выбрать для воспитания подрастающего поколения то единственно нужное, чтобы посеять в их души только доброе, светлое, нравственное и может быть… стать для них  мудрым.

Leave A Reply