Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

2 611 қаралым

Арт-терапия в работе педагога-психолога детского сада

0

Кусаинова Алия Жаксылыковна, 
Педагог-психолог ГККП «Астраханский детский сад «Алпамыс»
село Астраханка, Астраханский район, Акмолинская область

В.А. Сухомлинский в «Письмах к сыну» пишет:
«Как гимнастика выпрямляет тело,
так искусство «выпрямляет» душу человека».

Арт-терапия (лат. art — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт-терапии задачи, которой развитие, коррекция, воспитание и социализация.
Через напоминающие детские шалости простые упражнения арт-терапия одновременно диагностируют душевное и физическое состояние человека, и лечит на обоих уровнях (большинство болезней имеет психосоматический характер), и просто приносит огромное удовольствие от самовыражения и самоактуализации.
Творчество обладает уникальным свойством выносить на поверхность (например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но что нас «грызет» и «душит» изнутри. Арттерапевтические упражнения способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. «Левополушарная цензура сознания» может не пропускать слова, но перед образами и символами, перед спонтанным выбором цветовых пятен и даже перед банальными каракулями она совершенно бессильна. «Правополушарные» творческие виды деятельности – это своеобразный ключик к подлинным переживаниям и к глубинным бессознательным процессам.
Поговорим о необходимости арт-терапии для дошкольников.
Малыш пробует рисовать всем, что попадется ему под руку. Обои, окна, столы и пол становятся листом, на котором появляются все новые и новые произведения.
Родители пресекают данные эксперименты, что абсолютно необходимо, чтобы дошкольник вписался в рамки социума и был адекватным по отношению к обществу, в котором он живет. Но полет фантазии необходим…
Вот здесь-то и нужна арт-терапия. Она позволят дошкольнику свободно проявлять свою фантазию, использовать различные материалы: гуашь, листья, глину, макаронные изделия, нитки, камешки и т.д.
Всего 1-1,5 часа занятий арт-терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившееся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт-терапии снимаются детские глубинные страхи: страх темноты, боязнь воды и собак, отвращение к паукообразным и другим насекомым. Дошкольник на занятиях учится искать компромиссы между своим внутренним миром и требованиями общества, приобретает веру в свои силы, ощущает свою значимость.
В своей работе я использую такие виды арт-терапии, как сказкотерапия, изотерапия, музыкатерапия и песочная терапия.
Целью использования арт-терапии в детско-родительской группе было воздействие на чувство привязанности посредством невербальной экспрессии. Опираясь на родителей как партнеров в детской психотерапии психолог может стимулировать эмоциональное развитие ребенка. Он стремится к тому, чтобы родители общались на одном уровне с ребенком. Арт-терапия применяется также для развития коммуникации между ребенком и родителем путем использования ранних детско-родительских механизмов взаимодействия, активизирующихся при совместных занятиях изобразительной деятельностью. Свободная игра в детско-родительской группе также стимулирует взаимодействие между родителями и обмен мнениями по поводу подходов к воспитанию, а также облегчает параллельное взаимодействие между детьми, в то время как родители находятся рядом. Работа в группе способствует развитию взаимного доверия и навыков участия в совместной деятельности, соблюдению очередности действий, развитию близости и взаимной привязанности.

Пример из практики.

Цель:
познакомить родителей с элементами сказкотерапии;
гармонизация детско-родительских отношений средствами изотерапии;
повышение психологической компетентности родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми.

Ход занятия.
— Добрый день, ребята и их мамы. Ребята, у нас сегодня необычное занятие, правда?! Сегодняшнее занятие, наверно, то, о которым вы давно мечтали. Сегодня вы вместе со своими любимыми мамами. Вы рады? И я очень рада. Ребята мы сегодня отправимся в страну сказок, а попадем туда через наш волшебный туннель.
Звучит «Волшебная музыка» и дети по очереди проходят через волшебный туннель.
— Ну вот, мы оказались в стране сказок. Давайте послушаем одну интересную сказку.

«КАК КЕНГУРЕНЫШ СТАЛ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ»
Возраст: 2-5 лет
Направленность: Страх расставания с мамой, переживания, тревога, связанные с одиночеством.
Ключевая фраза: «Не уходи, я боюсь»
Жила-была большая мама-Кенгуру. И однажды она стала самой счастливой Кенгуру на свете, потому что у нее родился маленький Кенгуреныш. Поначалу Кенгуреныш был очень слабеньким, и мама носила его в своей сумочке на животе. Там, в этой маминой сумочке,
Кенгуренышу было очень уютно и совсем не страшно. Когда Кенгуреныш хотел пить, мама поила его вкусным молоком, а когда хотел поесть, мама-Кенгуру кормила его кашкой с ложечки. Потом Кенгуреныш засыпал, и мама могла в это время убираться в доме или готовить еду.
Но иногда маленький Кенгуреныш просыпался и не видел рядом мамы. Тогда он начинал очень громко плакать и кричать до тех пор, пока мама не приходила к нему и не клала его опять в свою сумочку. Однажды, когда Кенгуреныш вновь заплакал, мама попыталась положить его в свою сумочку; но в сумочке оказалось очень тесно и ножки Кенгуреныша не помещались. Кенгуреныш испугался и заплакал еще сильнее: он очень боялся, что теперь мама уйдет и оставит его одного. Тогда Кенгуреныш изо всех сил сжался, поджал коленки и пролез в сумочку.
Вечером они с мамой пошли в гости. В гостях были еще дети, они играли и веселились, звали Кенгуреныша к себе, но он боялся уходить от мамы и поэтому, хотя ему и хотелось пойти поиграть со всеми, он все-таки просидел все время в маминой сумочке. Весь вечер к ним с мамой подходили взрослые дяди и тети и спрашивали, почему такой большой Кенгуреныш боится оставить маму и пойти играть с другими ребятами. Тогда Кенгуреныш совсем испугался и спрятался в сумочку так, что даже головы не было видно.
День за днем в маминой сумочке становилось все теснее и неудобнее. Кенгуренышу очень хотелось побегать по зеленой полянке возле дома, построить куличики из песка, поиграть с соседскими мальчишками и девчонками, но так страшно было уходить от мамы, поэтому большая мама-Кенгуру не могла оставить Кенгуреныша и сидела с ним все время.
Однажды утром мама-Кенгуру ушла в магазин. Кенгуреныш проснулся, увидел, что он один, и заплакал. Так он плакал и плакал, а мама все не приходила.
Вдруг в окно Кенгуреныш увидел дворик местного детского садика, где соседские мальчики играли в салки. Они бегали, догоняли друг друга и смеялись. Им было очень весело. Кенгуреныш перестал плакать и решил, что он тоже сможет сам, без мамы умыться, одеться и пойти к ребятам. Так он и сделал. Ребята с радостью приняли его к себе в игру, и он бегал и прыгал вместе со всеми.
А вскоре пришла мама и похвалила его, что он такой смелый и самостоятельный.
Теперь мама может каждое утро ходить на работу и в магазин – ведь Кенгуреныш уже совсем не боится оставаться один, без мамы. Он знает, что днем мама должна быть на работе, а вечером она обязательно придет к своему любимому Кенгуренышу.
Вопросы для обсуждения:
-Чего боялся Кенгуренок?
Ты боялся того же?
Почему теперь Кенгуренок не боится остаться один, без мамы?
— Да действительно, ребята, Кенгуренок переборол свой страх и у него было всегда хорошее настроение. Скажите, какие страхи есть у вас? Давайте и мы попробуем перебороть свои страхи.
Дети вместе с мамами садятся за столы, на которых лежат цветные карандаши и листы А4.
— А теперь закройте глаза и представьте свой страх, представьте какого он цвета, размера и даже запаха. Почувствуйте как сильно вы боитесь. Теперь можете открыть глазки. Попробуйте зарисовать его. Нарисуйте его на листе. Это могут быть кляксы. Могут быть линии, или просто черканье.
Молодцы, дети. Вы очень хорошо поработали. Давайте теперь сотворим что-то прекрасное.
Психолог раздает ватманы, на которых родителям совместно с детьми предлагается создать рисунок. Это может быть, что угодно. На что хватит фантазии. Звучит спокойная музыка. Дети с мамами творят.
По окончании каждая мама хвалит своего ребенка.

Завершение.
— Дорогие мамы, целью нашего сегодняшнего занятия было, во-первых создание благоприятной позитивной атмосферы, приятного совместного времяпрепровождения мамы и малыша. Во-вторых, я хотела познакомить вас с такой техникой работы психолога, как арт-терапия, в данном случае сказкотерапия и изотерапия, которые зачастую использую на занятиях. Сказки или рисование используются в период адаптации, при коррекции страхов, тревожности, в работе с агрессивными, трудновоспитуемыми детьми, или же застенчивыми детьми, в работе с гиперактивными и с детьми, которым не достает элементарного внимания в семье.
— А нам пора выходить из «Страны сказок».
Дети выходят через «Волшебный туннель».
— Ребята вам понравилось занятие? Что запомнилось больше всего? Надеюсь и мамам тоже понравилось. Спасибо вам, ребята и мамы. До свидания!

Литература
Анисимов В.П. Арт-педагогика как система психологического сопровождения образовательного процесса. Вестник ОГУ, 2003.
Практикум по арт-терапии. /под редакцией А.И. Копытина. Издательский дом «Питер», 2001.

Leave A Reply