Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журналының ресми сайты

3 386 қаралым

Активизация познавательной деятельности дошкольников с помощью подвижных и дидактических игр

0

 Юрченко Людмила Владимировна,

педагог-психолог первой категории, Детский сад №12 им. С.Торайгырова, г.Аксу, Павлодарской области

Проблемы активизации познавательной деятельности дошкольников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. Этой теме посвящено множество исследований в педагогике и психологии.

Игра – основной вид детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Дидактическая игра – это активная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет — сама человеческая деятельность.

Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера — обучающей задачи. Ею руководствуется взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру, но облекают её в занимательную для детей форму.

Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Структурные компоненты дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия способствуют познавательной активности воспитанников, дают им возможности проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей в освоении знаний или в их применении.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Таким образом, игра используется в воспитании детей по двум направлениям: для всестороннего гармонического развития и в узкодидактических целях. Игра необходимая форма деятельности  в которой развиваются все виды способностей ребенка, в ней расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь. Дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание.

В  игре формируется умение подчиниться правилам, т.к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности.

По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают восприятие цвета, величины, формы.

Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др.)

Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики.

Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Таким образом, в дидактической игре ребенок имеет возможность конструиро­вать свое поведение и действия. Дидактическую игру условно разделяют на несколько стадий. Для каждой характерны определенные проявления детской активности. Знание этих стадий необходимо педагогу для правильной оценки эффективности игры. Первая стадия характеризуется появлением у ребенка желания играть, активно действовать. Возможны различные приемы с целью вызвать интерес к игре: беседа, загадки, считалочки, напоминание о понравившейся игре. На второй стадии ребенок учится выполнять игровую задачу, правила и действия игры. В этот период закладываются основы таких важных качеств, как честность, целеустремленность, настойчивость, способность преодолевать горечь неудачи, умение радоваться не только своему успеху, но и успеху товарищей. На третьей стадии ребенок, уже знакомый с правилами игры, проявляет творчество, занят поиском самостоятельных действий. Он должен выполнить действия, содержащиеся в игре: угадать, найти, спрятать, изобразить, подобрать. Чтобы успешно справиться с ними, необходимо проявить смекалку, находчивость, способность ориентироваться в обстановке. Ребенок, усвоивший игру, должен стать и ее организатором, и ее активным участником. Каждому этапу игры соответствуют и определенные педагоги­ческие задачи. На первой стадии педагог заинтересовывает детей игрой, создает радостное ожидание новой интересной игры, вызывает желание играть. На второй стадии  выступает не только как наблюдатель, но и как равноправный партнер, умеющий вовремя прийти на помощь, справедливо оценить по­ведение детей в игре. На третьей стадии роль педагога заклю­чается в оценке детского творчества при решении игровых задач.

Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания самой игры. При этом необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе с использованием необходимой методики.

К дидактической игре, как любой форме, предъявляются психологические требования:
·   Как и любая деятельность, игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а дошкольникам необходимо испытывать потребность в ней.
·   Важную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в дидактической игре.
·   Для создания радостного настроения, взаимопонимания, дружелюбия педагогу необходимо учитывать характер, темперамент, усидчивость, организованность, состояние здоровья каждого участника игры.
·   Содержание игры должно быть интересно и значимо для её участников; игра завершается получением результатов, представляющих ценность для них.
Игровые действия опираются на знания, умения и навыки, приобретённые на занятиях, они обеспечивают дошкольникам возможность принимать рациональные, эффективные решения, оценивать себя и окружающих критически.
Применяя игру как форму обучения, педагогу важно быть уверенным в целесообразности её использования.
Дидактическая игра выполняет несколько функций:
·   обучающую, воспитательную (оказывает воздействие на личность обучаемого, развивая его мышление, расширяя кругозор);
·   ориентационную (учит ориентироваться в конкретной ситуации применять знания для решения нестандартной учебной задачи);
·   мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует познавательную деятельность дошкольников, способствует развитию познавательного интереса).
Приведем примеры дидактических игр, которые применяют на практике педагоги.
а) Игры — упражнения. Игровая деятельность может быть организована в коллективных и групповых формах, но всё же более индивидуализирована. Её используют при закреплении материала, проверке знаний дошкольников. Пример: «Четвёртый лишний».
б) Игра — поиск. Для проведения таких игр не требуется специального оборудования, они занимают мало времени, но дают хорошие результаты.
в) Игры — соревнования. Сюда можно отнести конкурсы, викторины, имитации телевизионных конкурсов и т.д. Данные игры можно проводить как на занятии, так и в свободной деятельности.
г) Сюжетно — ролевые игры. Их особенность в том, что дети исполняют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием, соответствующим определенным задачам, поставленным педагогом.
д) Познавательные игры — путешествия. В предлагаемой игре дети могут совершать «путешествия» в различные места.  В игре могут сообщаться и новые для детей сведения и проверяться уже имеющиеся знания. Игра — путешествие обычно проводится после изучения новой темы  с целью выявления уровня знаний детей. За каждую «станцию» даются фишки.
Активизация познавательной деятельности посредством дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес. Систематически укрепляясь и развиваясь,  познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер, положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.

В дошкольном и младшем школьном возрасте большую роль играет желание ребёнка выполнять задания. Очень часто дети, имеющие проблемы со здоровьем, испытывают и трудности в учении, что связано с низкой концентрацией внимания, слабо развитой памятью и т.д. В процессе игровой деятельности можно развивать внимание, воображение, мышление, расширять кругозор. Для детей, только начинающих обучение в школе, предъявление заданий и упражнений в игровой форме способствует более гладкому протеканию и сокращению адаптационного периода, снижению психических и физических перегрузок.

К сожалению, в настоящее время многие игры из разряда подвижных «уличных» попросту забыты. Редко можно увидеть детей, играющих в «съедобное – несъедобное», девочек, прыгающих в «Классики». Всё чаще дети заняты развивающими компьютерными играми, смотрят передачи по телевизору, и в результате у них практически отсутствует физическая активность.

В игровой деятельности детей сочетаются очень важные факторы:

·  дети включаются в практическую деятельность;

·  развиваются физически;

·  привыкают действовать самостоятельно;

·  углубляют познания об окружающем мире.

Кроме того, играя, дети получают моральное и эстетическое удовлетворение. Давайте вспомним подвижные игры, которые могут помочь нашим детям учиться. Некоторые из них проводятся индивидуально, другие – только с группой детей.

Игра «Чуткие ушки»

Цель: развитие слухового внимания, умения координировать свои движения, ориентироваться в пространстве.

Описание игры. Ведущий отходит на определённое расстояние, становится напротив ребёнка или группы детей и чётким, внятным шёпотом (уловимым только при активном слушании) отдаёт команды: «Руки вверх, в стороны, правую руку за спину» и т.д. отходя всё дальше, ведущий делает свой шёпот менее уловимым, что усложняет выполнение команд.

Игра «Что мы видели  — не скажем, а что делали – покажем»

Цель: развитие сообразительности и наблюдательности; тренировка координации движений, умения согласованно работать в группе.

Описание игры. Выбирают водящего, он выходит за дверь. Оставшиеся дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит:

Здравствуйте! Где вы были? Что вы делали?

Остальные участники игры хором отвечают:

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий отгадал выполняемое движение, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать. То он «водит» снова. Игра проводится несколько раз.

Правила игры.

1.     если водящий не смог угадать три раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору.

2.     показываемые движения должны быть достаточно узнаваемы, например, дети могут изображать следующее:

— лепить снежную бабу;

— стирать и полоскать бельё;

— колоть дрова и т.д.

Игра «Жмурки с голосом»

Цель. Тренировка слухового внимания.

Описание игры. Все играющие, взявшись за руки, образуют круг. Водящий (по жребию) становится в середину круга. Ему завязывают глаза. Все играющие двигаются по круг в какую- либо сторону до тех пор, пока водящий не остановит их командой «Стой!». Тогда все останавливаются, а водящий протягивает вперёд руки и просит подать голос. Тот из играющих, на кого направлена рука водящего, называет имя водящего или издаёт любой звук, изменив голос. Если водящий угадает, кто подал голос, то меняется с ним местом и ролью. Если не угадает, то продолжает «водить».

Правила игры.

1.    Требовать подачу голоса можно до трёх раз.

2.    Если водящий не смог угадать три раза, его сменяют новым водящим по жребию или выбору.

3.    Когда игрок подаёт голос, должна быть полная тишина.

Игра «Я знаю…»

Цель. Активизация словаря; развитие координации движений.

Инвентарь. Мяч любых размеров, но достаточно упругий, чтобы он легко отскакивал от земли.

Описание игры. Первый по очереди игрок начинает «чеканить» мяч о землю, на каждый удар произнося по одному слову условленной фразы: «Я знаю пять…» (далее перечисляются различные предметы, например, цветы, животные, названия городов, имена мальчиков или девочек). Кто ошибётся в подборе слов или упустит мяч, тот передаёт очередь следующему.

Правила игры.

1.     Считается ошибкой, если играющий назовёт меньшее количество предметов, чем было условлено.

2.     Если мяч успел дважды удариться о землю прежде, чем по нему ударил игрок, это считается ошибкой, и мяч передаётся следующему игроку.

Игра «Нагонялы» (разновидность игры «Я знаю…»)

Цель. Активизация словаря; развитие координации движений; тренировка слухового внимания и слуховой памяти.

Инвентарь. Мяч любых размеров, но достаточно упругий, чтобы он легко отскакивал от земли.

Описание игры. Первый по очереди игрок начинает «чеканить» мяч об землю. На каждый удар произносится по одному слову условленной фразы: «Я знаю три…» (далее перечисляются различные предметы). После перечисления мяч передаётся следующему игроку. Второй игрок «чеканя» мяч, сначала должен повторить все слова первого игрока и потом добавить свой предмет, давая тем самым задание для повторения третьему игроку, и т.д. Таким образом, количество слов от игрока к игроку увеличивается.

Leave A Reply