Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Барлық сұрақтарыңыз бойынша хабарласыңыз:
+7 777 1461414 +7 717 242 05 89
1 қаралым

Роль дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе

0

Именалинова Клара Касымовна,
Учитель-физической культуры КГУ «ДПМСУ» акимата г. Астаны

Перед педагогическим коллективом специальных учреждений для детей, отстающих в умственном развитии стоит задача подготовить своих воспитанников к социуму. Ученые, исследующие особенности развития детей с ограниченной возможностью здоровья, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему миру. Они пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. В связи с особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого

Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет ее раннее начало коррекционно-воспитательной работы. Одним из ее направлений служит игра, так как дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и основной вид деятельности детей.

Цель моей работы: Развитие психофизических и познавательных способностей у детей с ограниченной возможностью здоровья.

Чтобы достичь поставленной цели я ставила перед собой следующие задачи:

1) формировать эмоциональное общение;

2) развивать внимание;

3) развивать сенсорное восприятие;

4) развивать тонкую моторику;

5) развивать мышление;

6) развивать речевое общение;

Свою работу строила на принципах: планомерности, доступности, повторяемости, постепенности в выполнении заданий, наглядности в сочетании со словом, деятельности и учета индивидуальных особенностей детей.

При работе с детьми использовала следующие методы:

— словесный

— наглядно – действенный

— игровой

Как правило, умственно отсталые дети инертны, неэмоциональны. Поэтому свою работу по формированию игровых навыков начала с развитий эмоциональной сферы детей.

При использовании игр: «Ладушки», «Кати шарик», «Иди ко мне», «Хоровод с куклой», «Догонялки», вызывала эмоциональный интерес к игрушке, учила детей слушать и понимать речевую инструкцию. На протяжении длительного времени работала с Аманом. Он очень хорошо манипулирует предметами. Любит играть с шариками. Перемещение шарика в пространстве не определяется словом, а раскрывается с помощью жестов, действий. Я показывала действия, которые можно проводить с шариком, например: давала Аману шарик, говорила: «кати» и показывала жестом на воротца. Ребенок с интересом и удовольствием выполнял задание.

Нашим детям для усвоения и понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Многие дети любят музыкально – звучащие игрушки. Для того чтобы ребенок научился самостоятельно извлекать звук из игрушки, я путем систематического повторения учила его на какую кнопку надо нажать, чтобы извлечь звук. При систематической планомерной работе сегодня хорошо работает с музыкальными игрушками Григорьев Андрей. Изучив хорошо игрушку, Андрей очень быстро находил кнопки звучания и при этом постоянно повторял свои действия.

Ребенок, познавая мир, совершает поисковые способы ориентировки.

На формирование внимания, я использовала такие игры как: «Ку-ку», «Покорми птичку», «Найди свою игрушку», «Будь внимательный», «Не зевай», «Куда девался мяч». Привлекала внимание детей новой яркой игрушкой (матрешкой, петрушкой), учила внимательно рассматривать игрушки, чтобы потом найти ее среди других, учила ориентироваться в пространстве, развивала зрительное внимание и запоминание. У умственно отсталых детей полисенсорный опыт значительно беден. На своих занятиях и в свободное время использовала дидактические игры: «Спрячь игрушку», «Найди свою пару», «Лото», «У кого такое», «Найди похожую».

Где детям давались задания: Назовите самый большой треугольник? Какого цвета маленькая фигура? Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и. т. п.

У умственно отсталого ребенка нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Развитие тактильно-двигательного восприятия требует внимания и специального обучения.

Во время всей своей работы я занималась развитием тонкой моторики. Она тесно связана с коррекционно – воспитательным процессом.

У нормальных детей в развитии тонкой моторики, первым появляются хватательные движении, а после этого развивается ручная умелость. У детей с отклонениями в развитии хватание без воздействия педагога не возникает, из-за чего не формируется ручная умелость, не развивается тонкая моторика. Для развития пальцев рук, я, применяя дидактические игры, в первую очередь учила брать большие предметы, с этой целью играли в игру «Поймай мяч», показывала Адилю, как поймать мяч двумя руками, сама распределяла пальцы его рук вокруг мяча.

Также учила захватывать маленькие предметы одной рукой (дети брали за ручку погремушки и выполняли соответствующие движения). Дети действовали с разными предметами: перекладывали мелкие предметы из одной емкости в другую, показывала, как сложить щепотью пальцы, чтобы взять предмет и бросить в емкость.

В дальнейшем работали с пирамидками. Сначала дети просто снимали кольца, потом научила их одевать и снимать, повторяя это задание несколько раз.

Игры на развитие тонкой моторики способствовали не только коррекции развития пальчиков, но и происходило формирование мышления. Для развития мыслительных процессов проводила игры: «Кто где живет», «Разложи игрушки в свои домики», «Принеси такие же», «Сделай целое», «Покорми мишку», «Надуем шарики», например, в игре «По грибы», учила подбирать к образцу не один, а несколько предметов одного цвета и закреплять результат обобщающим словом.

Для того чтобы дети начали общаться друг с другом, создаю такую ситуацию, в которой общение будет необходимым условием. Дидактические игры на формирование коммуникативных навыков вначале были очень простыми.

Для этого использовала игры: «Позови», «Чего не хватает», «Помоги», «Найди свою пару». Через игру «Передай колокольчик» формирую предпосылки к общению; учу обращаться друг к другу по имени, запоминать имена друзей. Например, звоню в колокольчик и говорю: «Кого я позову, тот тоже будет звонить в колокольчик. Аман возьми колокольчик». Аман звонит в колокольчик и зовет следующего, называя его по имени. Некоторые дети не могут произносить имена, они могут пользоваться указательным жестом.

Систематическая, поэтапная работа дала свои результаты:

— у детей обогатился общественный опыт, представление об окружающем мире;

— дети научились действовать с предметами;

— научились выполнять правила игры;

— самостоятельно действовать в определенной ситуации;

— научились сотрудничать со взрослыми, соотносить свои действия с действиями других детей;

— обогатился пассивный и активный словарь;

— возросла познавательная деятельность.

Таким образом, дидактическая игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным и позволяет ребенку получить собственный опыт.

Share.

Leave A Reply