Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Журналға жазылу үшін хабарласыңыз:

+7 777 1461414 +7 717 242 05 89

170 қаралым

Развитие субъектной позиции учащихся 1–х классов при внедрении инновационных технологий обучения

0

Кауфман Ирина Александровна,

Педагог – психолог, КГУ «Средняя школа №9» акимата г. Усть-Каменогорска

Психолого – педагогический проект

Раздел 1.

Современные преобразования в стране, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально меняют требования к образованию. Президент страны Н.А. Назарбаев подчеркивает, что «… одним из ключевых факторов успеха всего модернизационного процесса является успешность обновления национальной системы образования» [1]. Обновление содержания образования – это пересмотр самой модели среднего образования, его структуры, содержания, подходов и методов обучения и воспитания, внедрение принципиально новой системы оценивания достижения учащихся. Весь комплекс мероприятий в рамках обновления содержания образования направлен на внедрение инноваций в учебно-воспитательный процесс.

С 1 сентября 2016 года на обновленное содержание образования переходят все первые классы. Образовательный процесс в 1-х классах будет осуществляться на основе: Государственного общеобязательного стандарта начального образования, утвержденного постановлением Правительства РК № 327 от 25 апреля 2015 года; типовых учебных планов начального образования, утвержденных приказом Министра образования и науки РК № 453 от 15 июля 2016года [2].

Внедрение инновационных технологий обучения, в условиях обновления структуры образования, способствует формированию умения учиться, обеспечивает познавательную активность, самостоятельность мышления школьников – ориентацию на субъект – субъектные отношения участников учебной деятельности. Проблема субъектной позиции первоклассниковстала одной из главных задач образования. Атрибутивными характеристиками субъектности являются: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственности за него, уникальность, понимание и принятие другого, саморазвитие [3]. Новизна проекта состоит в том, чтобы помочь первоклассникам развить их субъектность в условиях обновленного содержания образования. Изученный опыт школы по данному вопросупривел к разработке методических рекомендаций.

1.   Цели и задачи проекта.

Цель проекта: Разработать методические рекомендации по изменению субъектной позиции учащихся 1-х классов с внедрением инноваций в условиях обновленного содержания образования.

Задачи проекта:

1. Анализ диагностических результатов учащихся первых классов по уровню адаптации к технологиям обучения в условиях обновленного содержания образования.

2. Стимулирование деятельности педагогов, психологов, администрации школы в решении вопросов успешной адаптации учащихся первых классов к технологиям обучения в условиях обновленного содержания образования.

3. Составление методических рекомендаций по адаптации учащихся 1-х классов  для педагогов, психологов, родителей и администрации школы.

2. Участники проекта — учащиеся 1-х классов.

6.1 Характеристика учителей, работающих в 1-х классах.

В связи с внедрением обновленного образования в 1-х классах ведется наблюдение за внедрением инновационных технологий обучения.  В КГУ «Средняя школа №9» акимата города Усть-Каменогорска работают 4 педагога в 1-х классах: Кузнецова Л. А. (высшее, стаж работы 20 лет), Василенко А.В. (высшее, стаж работы 14лет) прошли курсыповышения квалификации учителей в рамках обновленного содержания среднего образования РК для учителей начальных классов,  молодые специалисты – Каплунова Е.С. (средне-специальное), Москаленко С.А. (высшее). Учителя работают по обновленной программе обучения, применяют в своей практике следующие инновационные технологии обучения: игровые, проектные, технологию проблемного обучения, технологию дифференцированного обучения, технологию учебно-исследовательской деятельности на уроке; используют видеоматериалы, интернет, наглядность; методы «дерево решений», «мозговой штурм» [4]. Молодые учителя, работающие первый год в школе, испытывают затруднения в использовании инновационных методов обучения. За ними закреплены учителя – наставники, администрация школы.

С детьми в период адаптации работали логопед, социальный педагог, заместитель директора по социальным вопросам и воспитательной работе. Вопросы адаптации обсуждались на совещании при директоре школы Ивановой В.П., административном совещании, малом педагогическом совете ШМО учителей начальных классов. Педагог-психолог Кауфман И.А. выступала на малом педагогическом совете с результатами психологической диагностики учащихся 1-х классов в рамках классно – обобщающего контроля, участвовала в проведении Республиканской родительской конференции «Казахстанские родители 21 века — «Стань примером  своему ребенку», с целью оказания психолого – педагогической помощи родителям первоклассников по вопросам адаптации.

6.2 Характеристика учащихся 1-х классов.

В первых классах обучается 95 учащихся, из них 44 девочки и 51 мальчик. По национальному признаку: русских 78 учащихся, из них 34 девочки и 44 мальчика; казахов 17 учащихся, из них 10 девочек и 7 мальчиков. Дошкольные образование получили все дети: трое учащихся посещали мини-центр и 67 детей — классы предшкольной подготовки КГУ «Средняя школа №9»; 25 прибывших детей — классы предшкольной подготовки школ города Усть-Каменогорска.

Продолжение. Скачать

 

Share.

Leave A Reply