Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Барлық сұрақтарыңыз бойынша хабарласыңыз:
+7 777 1461414 +7 717 242 05 89
60 қаралым

Развитие интеллекта у дошкольников методами кинезиологии

0

Гузаирова С.Г.
Педагог-психолог КГКП «Ясли-сад №2 «Айдана»
Жармухамбетова Л.В.
Заведующая КГКП «Ясли-сад №2 «Айдана», г.Семей

Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).

Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Нарушение мозолистого тела искажает познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи. Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и писать, воспринимая информацию на слух или глазами.

Значительную часть коры больших полушарий мозга человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, в особенности ее большого пальца, который, у человека противопоставлен всем остальным пальцам.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот. Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве мозолистого тела. Мозолистое тело (межполушарное взаимодействие) можно развить через кинезиологические упражнения.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Кинезиологическими движениями пользовались Гиппократ и Аристотель. Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти  и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Пальчиковые кинезиологические упражнения  можно использовать для развития мышц руки и развития межполушарного взаимодействия коры головного мозга ребенка.

Таким образом, мы запланировали подойти к решению этой проблемы комплексно. В состав нашей творческой группы вошли воспитатели средней группы № 9, учитель физкультуры и педагог-психолог. Нами была разработана программа, которая рассчитана на 2 года.

С ноября 2014 года по апрель 2015 года с детьми экспериментальной группы проводились развивающие упражнения по кинезиологии.

В мае 2015 года в контрольной средней группе №1 «Сказка» и экспериментальной средней группе №9 «Цветик-семицветик» было проведено контрольное исследование межполушарного взаимодействия у детей. В диагностике приняло участие 30 детей. Для достижения цели были использованы диагностические методики «Речевой вариант пробы Хеда», «Степень сохранности премоторной зоны», «Удержание позы кисти руки» по А.Л.Сиротюк.

В исследовании простой ориентировки дети должны были показать  указанную руку, ногу, глаз. Если задание выполнено, то переходили к следующему, если нет – прекращали. На втором этапе задания более сложные (возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за правое ухо, правой рукой – за левое ухо, левой рукой покажи правый глаз). Ребенок №12 прекратил выполнение на втором этапе, он не ориентируется в пространстве. Дети № 3,4,7,15 путают стороны, что затрудняло выполнение заданий. Дети №1,2,10,13,14 хорошо ориентируются в пространстве и выполняют задания без нарушений. Второе задание (проба на перебор пальцев) увлекло детей. Точно, дифференцированно дети  могут выполнять эти действия, все дети показали высокий уровень. В третьем задании упражнения, которые делают одной рукой, дети должны выполнять каждой рукой, сначала поочередно, затем двумя руками одновременно. Небольшие сложности вызвала у детей №2,3,5 поза «Скворечник».

Выявлены следующие результаты:
Контрольная группа №1 «Сказка»
Речевой вариант пробы Хеда – 61%;
Степень сохранности премоторной зоны – 62%;
Удержание позы кисти рук – 77%.
Выявлено детей: с высоким уровнем развития – 0%; со среденевысоким уровнем – 40%; со средним уровнем – 60%; со средненизким уровнем – 0%; с низким уровнем  – 0%.
Экспериментальная группа №9 «Цветик-самоцветик»:
Речевой вариант пробы Хеда – 81%;
Степень сохранности премоторной зоны – 100%;
Удержание позы кисти рук – 97%.
Выявлено детей: с высоким уровнем развития  – 93%; со средневысоким уровнем – 0%; со средним уровнем  – 7%; со средненизким уровнем – 0%; с низким уровнем – 0%.
В обеих группах определена положительная динамика, но в экспериментальной группе №9 уровень развития межполушарного взаимодействия выше:
в первом задании на 20%;
во втором задании – на 38%;
в третьем задании – на 20%.

В связи с этим принято решение в старшем дошкольном возрасте продолжить экспериментальное исследование межполушарного взаимодействия у детей в том же порядке – группа №1 – контрольная, группа №9 – экспериментальная. С детьми экспериментальной группы проводить кинезиологические упражнения с постепенным усложнением в течение 2015-2016 учебного года. Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начала детей с младшего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к – сложному. После того как дети научились выполнять пальчиковые игры с пяти лет дать комплекс пальчиковых кинезиологических упражнений, состоящих из трех положений рук последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет вместе со взрослым, затем самостоятельно по памяти. Упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях взрослый предлагает ребенку помогать себе командами (“гусь-курица-петух”), произносимыми вслух или про себя. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М.Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Share.

Leave A Reply