Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Хабарласыңыз:
+7 777 1461414 +7 717 242 05 89
97 қаралым

Психолого-педагогическая помощь детям в кризисных ситуациях (Практикум с учителями)

0

В последние годы особую актуальность приобретает задача формирования у детей способности эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям, то есть сохранять высокий уровень мыслительной деятельности и адекватно взаимодействовать с окружающими людьми в различных, ситуациях.
В народе не зря говорят: «Жизнь прожить — не поле перейти». На своём веку каждый сталкивается с вызовами и преградами, способными вывести его из равновесия и отрицательно повлиять на здоровье.
Умения, помогающие человеку адаптироваться, преодолевать трудности повседневной жизни и поддерживать высокий уровень благополучия, называются благоприятными для здоровья жизненными навыками.
К ним относятся навыки, помогающие человеку ладить с собой (например, навыки развития самооценки, управления стрессами, постановки цели и достижения успеха), а также навыки, способствующие взаимопониманию с другими людьми (навыки самоконтроля, достойного поведения, эффективного общения, коллективной работы, решения конфликтов, противодействия насилию и так далее).
Чтобы способствовать решению вышеупомянутых задач мне хочется предложить вам метод которому, вы можете научить своих учеников. Метод шести шляп один из действенных приемов организации мышления, он способствует развитию ума, креативности, помогает правильно принимать решения. Хорошо подходит для оценки необычных инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть данную ситуацию с разных сторон. Данный процесс мышления помогает справиться с тремя главными сложностями:
Эмоции
(Зачастую чтобы думать над решением каких-либо задач, мы ограничиваемся эмоциональной реакцией которая предопределяет дальнейшие наши действия)
Растерянность
(не зная, что делать и с чего начать субъект начинает испытывать неуверенность)
Путаница
(Когда мы пытаемся удержать большую информацию, связанную с поставленной задачей, стараемся при этом оставаться последовательно креативно-мыслящим, да еще следим за тем чтобы окружающие нас люди были таковыми, зачастую в такой ситуации наступает смятение или путаница.)
У метода «6 шляп мышления» много преимуществ и одно из них, он позволяет для субъекта и окружающих его людей, безболезненно выйти из сложной жизненной ситуации. Рассмотрим позицию каждой цветовой шляпы:
Белая шляпа мышления – это режим фокусировки внимания на всей информации, которой мы обладаем: факты и цифры. Также помимо тех данных, которыми мы располагаем, «надевая белую шляпу», важно сосредоточится на возможно недостающей, дополнительной информации, и подумать о том, где ее раздобыть.
Красная шляпа – шляпа эмоций, чувств и интуиции. Не вдаваясь в подробности и рассуждения, на этом этапе высказываются все интуитивные догадки. Люди делятся эмоциями (страх, негодование, восхищение, радость и т.д.), возникающими при мысли о том или ином решении или предложении. Здесь также важно быть честным, как с самим собой, так и с окружающими (если идет открытое обсуждение).
Желтая шляпа позитивная. Надевая ее, мы думаем над предполагаемыми преимуществами, которое дает решение или несет предложение, размышляем над выгодой и перспективой определенной идеи. И даже если эта идея или решение на первый взгляд не сулят ни чего хорошего, важно проработать именно эту, оптимистическую сторону и попытаться выявить скрытые положительные ресурсы.
Черная шляпа полная противоположность желтой. В этой шляпе на ум должны идти исключительно критические оценки ситуации (идеи, решения и т.д.): проявите осторожность, обратите взгляд на возможные риски и тайные угрозы, на существенные и мнимые недостатки, включите режим поиска подводных камней и побудьте немного пессимистом.
Зеленая шляпа – шляпа творчества и креативности, поиска альтернатив и внесения изменений. Рассматривайте всевозможные вариации, генерируйте новые идеи, модифицируйте уже существующие и присматривайтесь к чужим наработкам, не брезгуйте нестандартными и провокационными подходами, ищите любую альтернативу.
Синяя шляпа – шестая шляпа мышления в отличие от пяти других предназначается для управления процессом реализации идеи и работы над решением задач, а не для оценки предложения и проработки его содержания. В частности, использование синей шляпы перед примеркой всех остальных это определения того, что предстоит сделать, т.е. формулирование целей, а в конце – подведение итогов и обсуждение пользы и эффективности метода 6 шляп.
Итак, произошла следующая ситуация:
Лида была старшей дочерью в семье и самой красивой. По крайней мере, так считали ее подруги. Жгуче черные длинные волосы и почти черные глаза.
Обаятельна и кокетлива. Она был общительна, со всеми ладила, но больше всех в классе ей нравился Слава. Они сидели за одной партой, всегда помогали друг другу, а после уроков Слава провожал Лиду до дома. Но три месяца назад они поссорились. Слава пересел и сказал, что сейчас у него сложный период и ему не до дружбы с ней Самолюбию девочки был нанесен удар.
Лида как обычно, встала в 7утра, собралась и отправилась в школу. По дороге она подумала о Славе. Его поступок никак не давал ей покоя. И у школьницы созрел план:
«Попрошу у родителей денег, чтобы отпраздновать день рождения. Приглашу друзей и Славу. Он увидит меня и поймет, что хочет по-прежнему общаться со мной. Или сама к нему подойду и предложу снова дружить, думала Лида. Оставалось только уговорить родителей, чтобы дали денег. Папа, скорее всего, согласится, а вот, мама наверняка будет против.
— Лидочка, ну как ты можешь так говорить! Мы тебе на 8 марта денег дали, костюм заказали, туфли купили! А ты денег просишь! Это же такие траты! Как мы жить после этого будем? Мы не миллионеры! Ведь в прошлом году справляли твой день рождения. Потерпи в этом году, пожалуйста! — возмущенно реагировала мать на просьбу дочери.
— Ну мамуля, ну мне очень надо! Я уже подруг сегодня пригласила
— Нет! – резко сказал отец – Хватит здесь концерты устраивать. Вот начнешь сама зарабатывать – будешь справлять, сколько влезет. Марш в комнату.
Слова отца прозвучали как приговор. От досады дочь едва сдержала слезы. Она кинулась к себе, упала на кровать и начала рыдать. Ее план с треском провалился. Самое обидное, что сегодня она действительно уже пригласила и Славу и несколько подруг на день рождения. Теперь ей придется обзвонить всех и дать отбой. Нет, этого сделать она не может, ее просто засмеют. Проще умереть! Умереть? А что, идея! Тогда все будут жалеть о своих поступках – и родители, и Слава.
Лида представила сцену собственных похорон. Все будут плакать на кладбище и говорить: «Какая она была красивая, какая хорошая» Отец станет убиваться: надо было дать денег, ну подумаешь – экономили бы некоторое время. А Слава после такого потрясения долго ни с кем не сможет общаться.
А теперь как будто вы герой истории с позиции своей цветовой шляпы проанализируйте событие.
После того как ученики поймут суть метода или ролевой игры (как хотите воспринимать), можно его использовать по-другому т.е. цветовые шляпы распределить так, чтобы они не совпадали с типом человека. Например, детям имеющие оптимистический склад характера дать черную шляпу, спокойным дать красную и т.п. Тематику ситуаций ученикам можно подавать любую. Например, что нужно Иванову С, чтобы не опаздывать на первый урок и т.д. или сдача экзаменов, что делать? какие преимущества, какая выгода, есть ли в этом перспектива, что я чувствую при этом (интуитивно), а если не смогу набрать желаемый балл, что тогда? (какими знаниями я владею на данный момент, по каким темам пробелы, сколько времени понадобиться преодолеть данные пробелы) Что можно предложить? Какой выход? На верном пути ли я?
Для большей эффективности понимания сути метода можно предложить запускать «черную» шляпу после каждой цветовой шляпы как говорится «ложка дегтя …» не помешает для принятия правильного решения.
Метод 6-ти шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для рассмотрения ситуации под разными плоскостями.

Ташубаева Гульнара Гайноллаевна,

член Совета психологов Турксибского РОО, 

педагог-психолог КГУ «Гимназия №83» г. Алматы, 

ms.tashubaeva@mail.ru

 

Share.

Leave A Reply