Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Барлық сұрақтарыңыз бойынша хабарласыңыз:
+7 777 1461414 +7 717 242 05 89
57 қаралым

Психологическая поддержка педагогов

0

Эмоциональное выгорание учителей

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. Профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание». Подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость.

В целях направленной профилактики СЭВ следует:

· стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

· учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

· проще относиться к конфликтам на работе;

· не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Приемы антистрессовой защиты:

1. Отвлекайтесь:

· Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

· Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет.

· Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

· Обращайте внимание на мельчайшие детали.

· Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.»

2. Снижайте значимость событий:

· Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то, как вы к этому относитесь.

· Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа:

· «не очень-то и хотелось», «главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе», «нечего себя накручивать», «хватит драматизировать»;

· кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

3. Действуйте:

· Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

· Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом: наведите порядок дома или на рабочем месте;

· устройте прогулку или быструю ходьбу;

· пробегитесь;

· побейте мяч или подушку и т. п.

4. Творите:

· Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

· рисуйте;

· танцуйте;

· пойте;

· лепите;

· шейте;

· конструируйте и т. п.

5. Выражайте эмоции:

· Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

· Учитесь показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих.

· Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

· Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

· Изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

· Мните, рвите бумагу;

· Кидайте предметы в мишень на стене;

· Попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

· Поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства («Я расстроен …», «Меня это обидело …»).

6. Рефрейминг (Слово «рефрейминг» происходит от английского слова «фрейм» (рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

· Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:

постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

Курмангалиева Анара Болатовна

Педагог-психолог, ГУ «Назаровская основная общеобразовательная школа»

Щербактинского района Павлодарской области

Фотография взята из открытых источников.

Полную версию скачать

Share.

Leave A Reply