Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Барлық сұрақтарыңыз бойынша хабарласыңыз:
+7 777 1461414 +7 717 242 05 89

Проблемы социализации детей и подростков в современных условиях

0

Проблема социализации личности, несмотря на свою широкую представленность в научной литературе, остается актуальной и по сей день. Процессы, происходящие в любой любых сферах общественной жизни, оказывают влияние на личность, его жизненное пространство, внутреннее состояние.

Как отмечает С.Л. Рубинштейн, личность это «… не только то или иное состояние, в процессе, в ходе которого внутренние условия изменяются, а с изменением изменяются и возможности воздействия на индивида путем изменения внешних условий». В связи с этим механизмы, содержание, условия социализации личности, претерпевая существенные изменения, вызывают столь же интенсивные изменения в формируемой личности.

Успешность социализации оценивается по трем основным показателям:
а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе;
б) человека признает существование норм в отношениях между людьми;
в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и « зависимый» существует определенная гармония.

Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я – другие». Однако все же можно встретить людей, отвечающих указанным требованиям.

Всё чаще мы сталкиваемся с проявлениями затрудненной социализации, особенно среди подрастающего поколения. Глобальные общественно -экономические и политические процессы в стране и мире оказывают влияние на формирование и развитие именно городской среды, в которой осуществляется социализация подрастающего поколения.

Социализации детей и подростков в условиях городской среды настоящее время осуществляется в сложных условиях: единый процесс семейной социализации, характерный для традиционного общества, расщеплен институциональными заменителями семейного воспитания, которые зачастую действуют рассогласованно.

В сложившейся ситуации успешность социализационных процессов зависит от согласованного функционирования различных общественных институтов: культурных; образовательных; религиозных организации; армии; массовой информации – одной из задач, которых является преодоление разнонаправленного воздействия на личность.
Другой проблемой, вызывающие тревогу общественности, являются нарушения подростками социальных норм и правил, нежеланием им подчиняться.

Это уже само по себе является проявлением нарушения процесса социализации. Все больше проявляется детей, относящихся к группе девиантных и дилинквентных подростков. Важно отметить, что Л.В. Выготский истоком произвольности считал отношения ребенка с взрослыми. Признанные условия и факторы развития личности ребенка остаются неизменными, где важная роль отводится взрослому, в том числе и социуму в целом. Человеческая социализация предполагает наличие соответствующего генетического материала и адекватного окружения.

Социализация связана с выполнением социальных ролей личности, и представляет собой двусторонний процесс, включающий в себя с одной стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности; с другой стороны, усвоение индивидом социального опыта, систему социальных связей путем вхождения в социальную среду. На всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно через общества, или через группу, которые передают становящейся личности в некоторую систему норм и ценностей посредством знаков, получили название институтов социализации.

Семья рассматривалась традиционно как институт социализации в ряде концепций. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности. Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование, которое само по себе есть важнейший элемент социализации, но кроме того школа обязана подготовить человека к жизни в обществе и в более широком смысле. Но, так или иначе, школа задает первичные представления человеку как гражданину о жизненных ценностях и нормах, и следовательно, способствуют его вхождению в гражданскую жизнь . Здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека. Но эта точка зрения является дискуссионной, начиная с вопроса о том, имеет ли социализация границы, и кончая обсуждением количество её этапов. В отношении того, имеет ли социализация границы существуют две основные точки зрения. Одни авторы полагают, что процесс социализации «сопровождает» человека на протяжении на протяжении всего жизненного пути и завершается лишь с его смертью. Другие считают, что социализация начинается с самого раннего детства, завершается периодом достижения социальной зрелости и вступления в этап профессионально-трудовой деятельности.

Таким образом, из выше сказанного можно сделать вывод, что социализация представляет собой процесс развития личности длинною в жизнь, который осуществляется в процессе её взаимодействия с многообразными факторами и чем больше социальных факторов вовлечено в процесс социализации, тем насыщеннее и интенсивнее он протекает.

Проблемы социализации в современном обществе связаны с тремя обстоятельствами:
Изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни с новых условиях;
Коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов;
Ослаблением системы формального и неформального социального контроля, как фактора социализации.

В современном обществе создается парадоксальная ситуация- с одной стороны, наше общество всё чаще сталкивается с задачами (как профессиональными, так и повседневными), успешное решение которых непосильно отдельно взятому человеку и требует кооперации усилий у групп людей, что подразумевает владение знаниями, умениями и навыками межличностного взаимодействия. Вследствие этого на современном отечественном рынке труда становятся всё более востребованными специалисты, основы, деятельности которых составляет именно взаимодействия с другими людьми – психологи, юристы, менеджеры. С другой стороны, достижения науки и техники направлены на то, чтобы сделать человека максимально самостоятельным и независимым во всех сферах жизни, а подчас даже изолировать его от общества.

Ситуации, которые раньше подразумевали тесное общение с другими людьми, теряют свою актуальность; всё больше люди выбирают профессии вида «человек — машина» или «человек – знаковая система». Такая тенденция в обществе негативно сказывается на процессе социализации современного человека. Поскольку процесс социализации неразрывно связан с индивидуализацией личности, её становлением и развитием, то можно говорить о том, что современное общество в какой-то степени препятствует развитию и, более того, саморазвитию личности.
Итак социализация – это процесс, посредством которого индивид становиться членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передает младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные действия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности.

Происходящие в обществе изменения трансформировали содержание норм и ценностей, казавшихся устойчивыми и укорененными в общественном создании. Кардинальный и противоречивый характер происходивший и происходящий в настоящее время изменений привел к появлению неопределенности в социальных ожиданиях людей и амбивалентности в их отношении к ценностным ориентациям и нормам. Следствием этого стали негативные изменения в содержании социальной идентичности старшего поколение, и, как следствие, сложности, возникающие в процессе трансляции норм и ценностей поколению подрастающему.

Социальные и перестроечные процессы сделали очевидным факт того, что реформы общественной жизнедеятельности требует не только уточнить перспективу действий, придать актуальность вопросам, считавшимся уже решенными, но и воспитать людей принципиально нового типа, которые могли бы жить и работать в новых условиях, проявляю высокий уровень социальной ответственности.

Социализация подрастающего поколения должно стать основным ориентиром стратегического развития нашего общества. Только такой подход к вопросам социализации подрастающего поколения превратить молодых людей в движущую силу поступательного развития общества и сделает их фактором инновационных преобразований в стране. Степени социальности молодежи, уровень ее воспитанности, профессионализма и гражданской зрелости является показателем жизнеспособности общества, эффективности и направленности его развития.

Литература
Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск. – М.:1997.
Социология: Учебник / Под ред. Ю. Г.Волкова. – М.: Гардарики, 2000. – 512 с.
Социология: наука об обществе/Под ред. В.П. Андрущенко. – Харьков, 2001.- 688с.
Дербенов Д.П. Социальная адаптация подростков. // Социальный жур., 1997. №1/2.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2002.
Егошкин Ю.В. Новые пути интеграции проблемных детей в школьный социум. Авт. докт. псих. наук. – М., 2002.

Жапарова Н.К.
КГУ «Ильинская СШ», Есильский район

Share.

Leave A Reply