Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Хабарласыңыз:
+7 777 1461414 +7 717 242 05 89
140 қаралым

«Открой в себе лидера»

0

Для современного общества актуальна потребность в социально-активной позиции детей и молодежи. В условиях перехода на новые стандарты образования главенствующие задачи включают в себя формирование позитивных лидерских качеств личности ребенка, через включение его в различные виды деятельности на всех этапах школьной жизни.

Способность человека быть лидером во многом зависит от развитости его организаторских и коммуникативных качеств. Настоящий лидер – это волевой человек, он способен преодолевать препятствия на пути к цели, настойчив, умеет разумно рисковать. Лидер – независим, психически устойчив, не дает увлечь себя нереальными предложениями, хорошо приспосабливается к новым условиям и требованиям, самокритичен, трезво оценивает не только свои успехи, но и неудачи, требователен к себе и другим, умеет спросить отчет за порученную работу, критичен, способен видеть в заманчивых предложениях слабые стороны. Лидер – всегда надежен, держит слово, на него можно положиться.

Тип: Групповые
Вид: Тренинг
Цель:
— Раскрытие личностного потенциала участников группы.
— Формирование представлений о лидерстве, осознание и проявление своих сильных сторон.
— Развитие способности к организации групповой работы.
— Создание благоприятного социально-психологического климата в группе
— Формирование установки на активную творческую работу

Средства:
1. Журналы, карандаши, фломастеры, ножницы, скотч, клей, ватманы А3 (на каждую подгруппу).

Приветствие «Здравствуй, лидер!»
Участники встают в круг, взявшись за руки. Каждый по очередно, обращаясь к стоящему справа, произносит фразу: «Здравствуй, лидер!»
Правила работы в группе.
Психолог устанавливает определенные правила работы в группе, которые необходимы для того, чтобы все участники чувствовали себя комфортно и безопасно. Правила заранее выписываются на листе ватмана, и после принятия группой, закрепляются на видном месте. В течение всех последующих занятий правила группы находятся там же и напоминаются ведущим вначале занятия.
Список правил:
1. Внимательно слушать друг друга.
2. Не перебивать говорящего
3. Уважать мнение друг друга
4. Я — высказывание
5. Активность
6. Правило «стоп»
7. Конфиденциальность
Каждый из пунктов правил поясняется ведущим.

Визитная карточка
Цели:
формировать способности к выявлению Я концепции реальной самоидентификации лидера;
знакомство участников группы друг с другом;
тренировать такие лидерские качества, как подвижность мышления и навыки эффективной коммуникации;
Количество участников: 20 участников.
Ресурсы: большой ватман для каждого участника, фломастеры, ножницы, клейкая лента, иллюстрированные журналы и газеты.

Ход упражнения
«Визитная карточка» – серьезное задание, представляющее нам возможность стимулировать самоанализ, самоидентификацию участника тренинга. Такая работа является необходимым предварительным этапом для самоактуализации — вытаскивания из пассива в актив поведения всех тех необходимых представлений, умений, навыков, которыми обладает претендент на лидерство.
Сначала каждый участник складывает полученный им лист ватмана по вертикали пополам и делает в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Если теперь мы наденем на себя лист, то увидим, что превратились в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и обратная сторона.

На передней части листа участники тренинга составят индивидуальный коллаж, рассказывающий о личных особенностях игрока. Здесь, на «грудке», нужно подчеркнуть достоинства, но не забыть и о качествах, которые, мягко скажем, не доставляют вам особой радости. На обратной стороне ватмана («спинке») отразим то, к чему вы стремитесь, о чем мечтаете, чего хотели бы достичь.

Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющейся печатной продукции и дополнить при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.

Когда работа по созданию визитной карточки завершена, все надевают на себя получившиеся коллажи и совершают променад по комнате. Участники тренинга знакомятся с визитками друг друга, общаются, задают вопросы. Приятная негромкая музыка – отличный фон для этого парада индивидуальностей.
Завершение: обсуждение упражнения.
— Кажется ли вам, что в ходе задания вы смогли лучше понять, что вы за человек?
— Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?
— Что было легче — говорить о своих достоинствах или отражать на листе свои недостатки?
— Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто похож на вас? Кто очень отличается от вас?
— Чей коллаж запомнился вам больше всего и почему?
— Как может подобный вид работы повлиять на развитие лидерских качеств?

Наше восприятие – то зеркало, которое формирует наше впечатление о себе, нашу Я — концепцию. Безусловно, окружающие нас люди (семья, друзья, коллеги) корректируют нашу самоидентификацию. Иногда до такой степени, что представление о собственном «Я» изменяется до неузнаваемости у человека, склонного воспринимать мнение со стороны и доверять другим гораздо больше, чем самому себе.
Некоторые люди имеют детально разработанную «Я – концепцию». Они свободно могут описать собственную внешность, умения, навыки, черты характера. Считается, что чем богаче мое представление о себе, тем проще я могу справиться с решением различных проблем, тем более спонтанным и уверенным буду в межличностной коммуникации.

Вводная мини-лекция.
Цель: расположить группу к тренинговой программе, рассказать о ее целях, задачах и средствах, с помощью которых будет проводиться тренинг.
Представления о лидерстве
Индивидуальная работа на листочках (7—10 минут)
— Сейчас вам нужно будет ответить на два вопроса. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. В первом столбце напишите: «Мои положительные качества», а во втором столбце — «Мои отрицательные качества». Подчеркните одной чертой качества, которые вы считаете, помогают вам быть лидером.

Работа в парах (10—15 минут).
— В течение 5 минут по очереди расскажите друг другу о своих сильных и слабых сторонах. Есть ли у вас лидерские качества? Выделите три самых важных качества «настоящего лидера» и объясните почему?

Работа со всей группой (20—30 минут).
— Итак, поработав в парах, вы рассказали друг другу о своих сильных и слабых сторонах, лидерских способностях каждого, и выделили три качества «настоящего лидера». Теперь по очереди вам нужно назвать эти качества, кратко аргументировав их.
Запись на доске называемых качеств. Обсуждение, ранжирование.
Участники записывают на доске называемые качества, обсуждают, ранжируют.

Мозговой штурм.
А какие основные качества присущи лидеру?
Что нужно, чтобы стать лидером?
Лидер (от англ. Leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
— Интеллект. Обязательно занимайтесь саморазвитием, много читайте, наблюдайте за успешными людьми, заводите новые знакомства.
— Коммуникабельность. Общайтесь с другими людьми на равных, но в то же время помните о лидерстве, больше общайтесь со всеми, принимайте участие в жизни коллектива.
— Уверенность в себе. Всегда фиксируйте свои достижения и успехи, выражайте уверенность своим видом (расслабьте плечи, выставьте немного вперед грудь, голову держите прямо, смотрите в глаза). Свои мысли нужно излагать четко и понятно (по возможности кратко), а голос должен быть ровным и в меру громким.
— Выносливость. Не отчаивайтесь ни при каких обстоятельствах, не вините себя во всех неудачах, принимайте преодоление трудностей за бесценный опыт, ставьте перед собой немного непосильные задачи.
— Уравновешенность. Сохраняйте спокойствие в критической ситуации, по максимуму исключите негатив из своей жизни, в своих действиях руководствуйтесь лишь разумом.
— Твердость. Говорите «нет», когда это необходимо (это касается не только других людей, но и себя), отстаивайте свои права, не поддавайтесь давлению на жалость или совесть.
— Умение принимать решения. Проявляйте инициативу, рискуйте, при продумывании планов представляйте несколько вариантов.
— Целеустремленность. Установите себе четкие цели и двигайтесь вперед для их достижения, не надеясь на мгновенные результаты.
— Ответственность. Признавайте свои ошибки.
— Организаторские способности. Гасите разногласия в коллективе, общайтесь с коллективом, узнавая о каждом сотруднике его цели в жизни, пристрастия, позиции, хобби и так далее.

Ведущий задает вопросы группе:
Ну что, есть все эти качества у вас?
Готовы ли вы их развивать?
А что даст нам лидерство?
Какие плюсы и минусы его?

Давайте вместе рассмотрим плюсы и минусы лидерства.
Плюсы:
Признание и уважение других людей, определенный статус в обществе, отсюда и более высокая самооценка, внимание к своей личности. За высокой самооценкой следует, конечно, и профессиональный рост.
Минусы:
Неуважение и зависть других людей, более высокий уровень ответственности за свои решения и за других людей, критика и оценка действий, отсюда и страх потери своих позиций, одиночество. Не следует забывать, что всегда будут находиться люди, которые не готовы принять Ваше лидерство (но мы, как лидеры, должны быть к этому готовы).

Игра «Паровозики»
— Ребята, сейчас мы сыграем в известную игру «Паровозики». Каждый из вас по очереди сможет побывать «локомотивом» и «вагончиком». Договоритесь и распределите в командах, кто будет первым «локомотивом», вторым и т.д.
Условие проведения: Одновременно будут двигаться несколько «паровозиков». Тем, кто будет «локомотивом», важно очень аккуратно, без столкновений, провезти за собой «вагончики», которые будут с закрытыми глазами. Задача для каждого участника: запоминать свои ощущения в роли «вагончика» и в роли «локомотива».
Обсуждение:
Ваши ощущения, когда вы были « локомотивом», « вагончиком»?
Что было сложно?
В какой роли больше понравилось, почему?

Информирование: 1 закон лидера – «Лидер видит будущее»
Лидер не обязательно должен быть самым умным или самым сильным. Он должен быть героем, героем – в собственном сознании и в глазах других людей. Это тот человек, который способен увлечь за собой. Главное качество лидера – видение будущего.
Перспектива должна быть достижимой, лидер должен ставить перед собой реалистичные цели.
Осознанный выбор пути, умение принять верное решение, знание того, как избежать поражения, — все эти качества позволяют лидеру добиваться успеха.

Завершение занятия:
— Вспоминаем, во что играли и что делали?
— Что лично для вас было сложно, но вы справились?
— Что больше всего понравилось, было интересно?

Абаева Акбота Аскаровна
Педагог-психолог, 
КГУ «Центр внешкольной работы и детского творчества
отдела образования акимата города Тараза»
abaeva.bota@mail.ru

Share.

Leave A Reply