Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Барлық сұрақтарыңыз бойынша хабарласыңыз:
+7 777 1461414 +7 717 242 05 89

Личностная готовность родителя одаренного ребенка к консультативной работе с психологом

0

Умуртаева Гульмира Ауызбаевна

Психолог II категории школы-интерната для одаренных детей им. Ибрая Алтынсарина г. Костанай, Костанайская область

Цель консультативной работы с родителями одаренного ребенка – помочь им и детям усвоить как можно больше подходящих типов взаимодействия. Взаимодействие должно строиться на основе принципа равных ценностей и взаимного уважения.

При разработке психолого-консультативных программ следует понимать, что каждый детский сад, школа, интернат, детский дом, любое учебно-воспитательное детское учреждение имеет свои особенности, которые, так или иначе, оказывают влияние на развитие ребенка, поэтому специфика конкретных задач и формы проведения психолого-консультативной работы зависят от типа детского учреждения.

При разработке психолого-консультативных программ также очень важно отличать трудности, возникающие в связи с различного рода проблем, связанных со «сверхтребованиями», которые предъявляют родители и нередко педагоги к одаренным детям без учета психологических особенностей возраста и возможных индивидуальных вариантов проживания этого возраста одаренным ребенком. Примерами сверхтребовательности к одаренным детям могут служить жалобы родителей на неорганизованность, упрямство, непослушание, невнимательность ребенка. Ориентация родителей на сверхдостижения ребенка объясняется непониманием ими возрастных и индивидуальных особенностей сына или дочери, психолого-педагогической безграмотностью, низким уровнем родительской компетентности и пр. Во всех этих и подобных случаях основной задачей психолого-консультативной работы становится просвещение родителей в области закономерностей психического развития ребенка, с тем чтобы повысить степень понимания и принятия ребенка и улучшить детско-родительские отношения. Исходя из этого возникает необходимость работы с родителем  в рамках психодинамичного развития одаренного ребенка.

Существующие сегодня в мировой практике виды психолого-консультативной помощи семье чрезвычайно разнообразны. Они могут различаться ориентированностью работы и характером оказываемой помощи и задач, решаемых специалистами, психологами-консультантами. Эти различия формируют ту или иную модель помощи. Каждая из таких моделей опирается на собственную теоретическую базу и предопределяет используемые методы работы.

По своей ориентированности психолого-консультативная помощь родителю одаренного ребенка может оказываться:

·     преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами, которые прямо или косвенно вызваны его семейной жизнью или ее отсутствием;

·     семье в целом;

·     родителю или родителям;

·     родителям и одаренному ребенку;

·     родителю и одаренному ребенку.

По своему характеру психолого-консультативная помощь родителю одаренного ребенка может состоять:

·     в рекомендации методов воспитания, обучения одаренного ребенка;

·     в профессиональной ориентации одаренного ребенка;

·     в определении готовности одаренного ребенка к школьному обучению и выявлении причин трудностей в учении;

·     в осуществлении психотерапевтических и психокоррекционных воздействий.

Все указанные виды помощи являются психолого-консультативными в том смысле, что они нацелены на проблемы, вызванные психологическими причинами, и основаны на психологическом воздействии.

Психотерапевтическая модель помощи предполагает работу с семьями и членами семей, которые не только объективно, но и субъективно испытывают трудности в семейном общении и семейном воспитании, т. е. мотивированы на принятие психологической помощи и добровольно обратились в консультацию.

Таким образом, психотерапевтическая модель психолого-консультативной помощи предполагает:

·     установление контакта с родителем, который здоров с медицинской точки зрения, но испытывает то или иное неблагополучие в семейной жизни, нуждается в помощи и просит о ней;

·     проведение психологической диагностики, направленной на выявление причин неблагополучия и определение возможных форм помощи;

·     собственно психолого-консультативную работу, коррекционные или психотерапевтические мероприятия, направленные на снятие имеющегося неблагополучия путем активации собственных психологических ресурсов родителя или семьи в целом.

Требования к психолого-консультативным программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принцип осуществления коррекции, подход к каждому ребенку как к одаренному. Единство коррекции и развития определило название программ как коррекционно-развивающих.

Родителям необходимо оказывать практическую помощь в семейном воспитании через формирование у них навыков коммуникации и управления поведением детей. Существуют различные виды консультативной работы с родителями:  психотерапия, психологическое консультирование и руководство личностью.

Групповая психотерапия особенно полезна тем родителям, которые не в состоянии извлечь никакой пользы из педагогическо-психологического образования, поскольку их восприятие, ценности и установки слишком искажены и не позволяют изменить стиль семейного воспитания.

Консультативные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность консультативной помощи определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого родителя одаренного ребенка.

На успешность консультативной работы влияет пролонгированность консультативного воздействия. Даже после завершения консультативной работы желательны контакты с родителем, с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения психолого-консультативных мероприятий.

Эффективность психолого-консультативных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата консультативная работа, тем большая вероятность успешного разрешения трудности развития.

Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования:

1. Ожидания родителя одаренного ребенка.

2. Значение для родителя освобождения от имеющихся проблем.

3. Характер проблем родителя.

4. Готовность родителя к сотрудничеству.

5. Ожидания психолога, осуществляющего консультативную работу.

6. Профессиональный и личностный опыт психолога.

7. Специфическое воздействие конкретных методов психологического консультирования.

По мере распространения консультативной помощи вопрос об оценке ее эффективности становится все более актуальным. Это относится как к временным аспектам работы психолога (быстрое и эффективное воздействие), так и к качеству консультативной работы.

Отношения одаренного ребенка и родителей являются позитивными, если они насыщены контактами; и негативными, если родители общение с ребенком сводят к минимуму. Если ребенок неадекватно интегрирован в семейную группу, в дальнейшем он может проявлять недостаточное социальное или сверхсоциальное поведение.

Вот несколько рекомендаций по воспитанию одаренного ребенка:

1. Родитель должен завоевать любовь ребенка. Главнейший помощник воспитания – любовь. Любовь ребенка – безусловная гарантия его воспитуемости.

2. Лучшая поддержка в развитии одаренного ребенка – его уверенность в собственных силах. Уверенность ребенка в себе, его личностная смелость – величайшее счастье для него.

3. Одаренные дети легко теряют уверенность в себе, так же как и избалованные и излишне опекаемые дети.

4. Ни при каких обстоятельствах ребенок не должен бояться своего родителя.

5. Что касается дисциплинарных мер, то похвала и награда предпочтительнее наказания. Если наказания невозможно избежать, то оно должно информировать одаренного ребенка о том, что он сделал неправильно, и концентрировать его внимание на лучших способах поведения.

6. Вместо того, чтобы требовать слепого подчинения, следует в максимально возможной степени оставлять за ребенком свободу решения.

Основными понятиями воспитания родителей одаренного ребенка являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. Необходимо научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста. Основным принципом семейного воспитания является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка в прямую зависит от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление работы с родителями основывается на их сознательном и целенаправленном поведении.

Чему необходимо научить родителей:

Во-первых, внимательно слушать ребенка.  Родители, которые внимательно слушают своего ребенка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребенка к самому себе.

Во-вторых, во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ «Я» у ребенка.

В-третьих, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений. Высказывания родителей не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка.

В-четвертых, избегать и не допускать таких действий и слов, которые могут оскорбить ребенка или вызвать у него злость, проявлять мысли и чувства без агрессивности, родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребенка.

В-пятых, родитель в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации.

Очень важно, чтобы консультативная работа носила опережающий, предвосхищающий характер. Она должна стремиться не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто одаренным ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии консультативной работы нельзя ограничиться сиюминутными потребностями в развитии, а необходимо учитывать и ориентироваться на перспективу развития. Ценность консультативной программы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

Личностная готовность осуществлять консультативную работу предполагает наличие у родителя потребности идти не от себя, а от ребенка и его проблем.

Может существовать вариант центрации на модели личности, когда консультативное воздействие осуществляется после соотнесения особенностей переживания и поведения ребенка с определенным образцом (возрастным, половым, культурным, национальным и т.д.). В процессе естественного общения родителя и одаренного ребенка должна постоянно осуществляться взаимоконсультация, т.е. родитель должен проявлять гибкость, непредвзято относиться к реакциям одаренного ребенка в процессе взаимодействия и постоянно предлагать ему разнообразные варианты реагирования, проводить работу над собой.

Мое психолого-педагогическое кредо, которого я придерживаюсь, помогает мне в работе

·     Моя жизненная философия уникальна в своем роде; и если она нежелательна, то ненавязываю ее другим.

·     Мои жизненные ценности – это ребенок, семья, школа, а не кабинет психолога-консультанта.

·     Я пользуюсь  не одним источником и не один день,  развиваю собственную этику.

·     Я в процессе консультирования поднимаю вопросы, а ответы на них ищет родитель на основе своих собственных ценностей, поступков, решений, полезных для его собственной жизни, благополучия семьи в целом.

Share.

Leave A Reply