Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Журналға жазылу үшін хабарласыңыз:

+7 777 1461414 +7 717 242 05 89

106 қаралым

Еще раз о воспитании подростков

0

Современный мир становится сложным и противоречивым.
И общество показывает значение образования и воспитания человека. Происходят изменения во всех сферах жизнедеятельности человека: меняются социально-экономические системы, совершенствуется наука и техника, меняется и культура человека.

В процессе образования дети достигают успехов в спорте, изучают физику, пишут стихи, но при этом они остаются детьми, с неустойчивой психикой и не до конца развитой нравственностью. Роль школы в воспитании подростков велика. Здесь дети учатся дисциплине, своим первым взаимоотношениям, учатся отличать хорошее от плохого и формируют определенную модель поведения. Именно школа, совместно с родителями сможет воспитать гармоничную личность.

Подростки – это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в мире, который отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте. Они по-другому воспринимают мир: легко и быстро осваивают современные информационные технологии, они активны, но при этом увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, нарушена эмоционально-волевая сфера чаще проявляется нетерпимость и агрессия. Все мы знаем, что в этом возрасте происходит интенсивное и в то же время неравномерное физическое развитие. Это может вызывать и психологические изменения: подросток осознает свою угловатость, стесняется ее, старается иногда напускной грубостью отвлечь внимание от своей внешности. Даже легкая ирония и насмешка в отношении его фигуры, походки вызывают часто бурную реакцию, поэтому все замечания о внешнем виде, надо делать ребенку наедине и только в вежливой тактичной форме.

Недопустимы такие замечания в присутствии товарищей, мнением которых ребенок дорожит больше, чем мнением взрослых. Очень важным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое вызывает появление чувства взрослости, стимулирует развитие интереса к другому полу, появление новых ощущений чувств и переживаний.

Говоря об особенностях формирования личности подростков, нужно заметить интенсивное формирование нравственного сознания, овладение морально этическими нормами поведения, возникновение жизненного идеала. Неэтичный поступок взрослого, его несправедливость, выбор неправильного средства воздействия — все это может отрицательно сказаться на развитии нравственного сознания. Как показали исследования, подростки хорошо понимают сущность нравственных понятий: настойчивость, скромность, гордость. Для них необходимо совместное обсуждение книг, кинофильмов, жизненных фактов. В этот период одним из важных факторов в развитии личности подростка является формирование. Он начинает всматриваться в самого себя, стремиться познать свои положительные и отрицательные стороны.

Очень важным компонентом самосознания является самооценка. Психологи знают, что в большинстве случаев самооценка подростков бывает завышенной. И взрослые всячески стараются занижать оценку возможностей подростков. Ситуация, когда взрослые недооценивают подростка с завышенной оценкой, может привести к негативным формам поведения — подросток становится подозрительным, недоверчивым, нередко агрессивным. Заниженная самооценка приводит к застенчивости, неуверенности в себе и может дать нежелательные последствия. Люди с заниженной самооценкой не проявляют высокой активности, не выбирают для себя деятельность с элементами соревнования, стесняются высказать собственную точку зрения. Родители должны стремиться к формированию у своих детей адекватной самооценки, излишне не критикуя и одновременно не захваливая их, предъявляя разумную требовательность, включая посильные виды деятельности.

У старших подростков возникает потребность в самоутверждении. Они стремятся демонстрировать чувство собственного достоинства, бурно реагируют на замечания. Вот почему так трудно приходится педагогам со старшими подростками. Поэтому в общении с ними следует проявлять тактичность, нужно освобождать их от лишнего контроля, от категорических распоряжений, приказов. С подростком нужно разговаривать тоном убеждения, совета или просьбы. Только в том случае, если подросток отказывается выполнить требование можно перейти к более твердой и жесткой форме обращения. Следует также помнить, что подростки очень отзывчивы на доброту: даже самый задиристый подросток жаждет доброго отношения к себе. Добрые отношения способствуют разрешению конфликтов.

В подростковом возрасте проявляется потребность в общении с товарищами уже на почве общих интересов, увлечений, взаимного уважения, симпатий. В дружбе подростков наблюдается тесный контакт, доверительность отношений, готовность помочь друг другу, доброжелательная критика недостатков. Такая дружба способствует к взаимообогащению личности друзей и самовоспитанию. Но иногда дружба носит отрицательный характер, когда она возникает на почве нездоровых интересов и пустого времяпровождения. В таком случае родители должны знать друзей своих детей и направлять активность подростков в правильное русло. Многое могут сделать родители, если у них здоровые, добрые отношения с детьми.

Подросток гордится родителями, если есть к тому основания, стремится подражать им, прислушивается к каждому слову, а для установления эмоционального контакта, родители должны быть примером во всем своему ребенку и убедить подростка, что ими можно гордиться.

Чтобы подростки могли осуществлять правильный выбор в сложных жизненных ситуациях и иметь определенную социальную и психологическую готовность, они должны быть окружены заботой и вниманием со стороны родителей и педагогов.

Мурзабекова Гульзира Алдашевна

Психолог ГУ «Красноармейская СОШ
Павлодарского района, Павлодарской области»

Share.

Leave A Reply