Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Барлық сұрақтарыңыз бойынша хабарласыңыз:
+7 777 1461414 +7 717 242 05 89
89 қаралым

Внутренние причины суицида

0

Канаева Кульбаршын Мухамеджановна, директор школы
Ибраева Балауса Алтаевна, психолог
СШ им. К.Камзина Павлодарской области, г. Аксу, с. Жолқудык

Чтобы предотвратить суицид школьников, важно помнить, что психологическое насилие – одна из основных причин суицидов!

Психологическое насилие
Похоже, что в нашем обществе многие взрослые уже знают, что ребенка нельзя бить, что физическое насилие ведет к неизлечимым психологическим травмам. Но тот факт, что существует и психологическое насилие, которое приводит к тем же страшным результатам, известен далеко не всем.
Живя в пространстве конфронтационной культуры, мы так к ней привыкли, что и в голову не придет называть психологическим насилием такие привычные вещи, как взаимные упреки, обвинения, недовольство друг другом, язвительные замечания. Вряд ли кто-нибудь из нас, например, осудит мать, которая ругает ребенка, принесшего из школы плохую отметку, или жестко критикует его внешность, увлечения, друзей, регулярно наказывает его за плохую учебу и непослушание. Никто не бросит упрека и учителю, который, например, часто критикует и высмеивает школьника в присутствии других детей. В нашем обществе такое воздействие на ребенка считается нормальным и даже полезным способом общения! Но на самом деле, это – психологическое насилие!
Психологи давно уже экспериментально доказали, что оно наносит непоправимый вред психике ребенка!
Психологическим насилием является:
отвержение ребенка, открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
оскорбление или унижение его человеческого достоинства;
угрозы в адрес ребенка;
преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка, принуждение к одиночеству;
предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту или возможностям;
ложь и невыполнение взрослым обещаний;
однократное грубое физическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
обвинение в адрес ребенка (брань, крики);
принижение его успехов, унижение его достоинства;
длительное лишение ребенка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей;
совершение в присутствии ребенка насилия по отношению к супругу или другим детям;
причинение боли домашним животным с целью запугать ребенка.
К чему приводит психологическое насилие, в чем проявляется:
задержка в физическом, речевом развитии, задержка роста (у дошкольников и младших школьников);
импульсивность, взрывчатость, вредные привычки, злость;
попытки совершения самоубийства, потеря смыла жизни, цели в жизни (у школьников);
уступчивость, податливость;
ночные кошмары, нарушения сна, страхи темноты, людей, боязнь гнева;
депрессии, печаль, беспомощность, безнадежность, заторможенность;
не ходит в школу, прогуливает школу, приходит в школу слишком рано и уходит из нее слишком поздно;
устает, апатичен, отклонения в поведении, противоправное поведение.

Если у ребенка проблемы с учебой
Практика показывает, что когда у детей возникают проблемы с учебой, многие родители возлагают ответственность на школу, а учителя – на родителей! А жертвой становится ребенок! Он находится под двойным давлением!
Психологи считают, что многих конфликтов в школе, доводящих школьников до самоубийства, можно избежать, если родители начнут взаимодействовать с учителями, а педагоги будут более тактичными при общении с учениками.
Если у ребенка появились проблемы с учебой, то первой и единственной причиной этого многие взрослые считают лень и безответственность школьника. А нужно искать подлинные причины! Их может быть много: депрессия, отсутствие развитых способностей или отсутствие психологической поддержки и комфорта, которые позволяют проявить эти способности, проявление «поздней» одаренности и многое другое. Важно подчеркнуть: мы всё еще по-старому оцениваем успехи детей в учебе – по их результатам в овладении учебными предметами.
Но современная жизнь, быстро меняющийся мир предъявляет новые требования к выпускникам школ. Работодатель оценивает не столько предметные знания сотрудника, сколько его более универсальные способности – умение быстро переобучаться, сотрудничать, эффективно управлять собой в меняющихся обстоятельствах, его личностные качества. На первый план выходит новая задача – развивать личность ребенка, помочь ему подготовиться к жизни в современном динамичном обществе. Но это в принципе невозможно сделать с помощью критики, психологического давления и жестких требований. Личность плодотворно развивается только в психологически благоприятных условиях! Об этом нужно помнить каждому учителю и каждому родителю!
Нужна ли и допустима критика и требования в адрес подростка?
Критика может быть полезной и эффективной крайне редко и только в том случае, если она применяется психологически грамотно!
Что целесообразно помнить в общении со школьником:
Прямая критика, указание на недостатки практически всегда приносит не пользу, а вред, так как вызывает у собеседника раздражение и обиду. Нельзя рассчитывать на спокойное, разумное восприятие критики подростком, если даже взрослые реагируют на нее неадекватно! Вспомните, пожалуйста, когда в последний раз, слыша критику в ваш адрес, вы испытывали чувство благодарности и осознавали ее пользу?
Критика, даже мягкая должна высказываться редко. Даже советы, которые, на первый взгляд, не содержат замечаний, воспринимаются собеседником как косвенная критика.
Существует гораздо более эффективный способ воспитательного воздействия на школьника – наш личный пример! Если мы в качестве учителя или родителя демонстрируем лучшие человеческие качества – ответственность, профессионализм, честность, верность данному слову, благородство, умение (несмотря ни на что!) быть великодушным, то критика нам не понадобится!

Конечно, гораздо проще высказывать требования и критику в адрес ребенка, нежели быть для него образцом, но практика показывает: других эффективных средств не существует!
Похвала – намного более «сильное» средство, чем критика. Но ее тоже нужно использовать психологически грамотно. Но это – тема уже другой статьи.
Критика изредка допустима лишь в том случае, если мы на практике убеждаемся, что пользуемся у конкретного ребенка безусловным действительным авторитетом, а не потому, что у нас есть право высказывать все, что нам хочется в силу нашего социального статуса – учительского или родительского.
Недопустима публичная критика!
Еще раз подчеркну: критика почти никогда не приносит пользы, а вред от нее огромен – она портит наши отношения с ребенком и лишает нас возможности действительно на него влиять!
Рекомендации для проведения беседы с подростком
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, рекомендуется:
внимательно слушать собеседника, т.к. школьники часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания «у всех есть такие же проблемы» заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.

Share.

Leave A Reply