Республикалық ғылыми-практикалық психологиялық журнал

Журналға жазылу үшін хабарласыңыз:
+7 777 1461414 +7 717 242 05 89
140 қаралым

Внеклассное мероприятие (беседа-тренинг) «Мы выбираем — Толерантность!»

0

Цель: формирование толерантного отношения студентов, уважение прав, индивидуальности и неповторимости других людей.
Задачи:
Образовательные:
— расширить представление о толерантной личности, попробовать стать более лояльным по отношению друг к другу;
— расширить знания студентов о взаимоотношениях людей.
Коррекционно-развивающие:
— научить находить в людях и в самом себе то, что помогает людям быть толерантными;
— развивать речь и умение мыслить через тренинговые упражнения;
— развивать умение формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать мнения других через психологические приемы.
Коррекционно-воспитывающие:
— воспитывать уважительное отношение друг к другу;
— воспитывать чувство толерантности к окружающим людям.
Оборудование:
— мультимедийная презентация;
— мультфильм «Переменная облачность»;
— песня-караоке «Дорога добра»;
— карточки-буквы;
— карточки-шаблоны людей;
— сигнальные карточки (зеленые, красные),
— бумага, фломастеры, шариковые ручки;
— конверт с вопросами.

Организационный момент (приветствие, настрой на занятие) Слайд №1
— Здравствуйте.
— Я рада Вас всех видеть, видя ваши доброжелательные взгляды надеюсь, что наше общение будет плодотворным и приятным. А начнём мы с вами наше занятие с упражнения «Звали, зовут, будут звать…».
Упражнение «Звали, зовут, будут звать…».
Студенты рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали _____________, сейчас в колледже меня зовут _____________, а когда я буду взрослым, меня будут звать ___________________________».
— Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по имени, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроения, стараться никого не обижать.
Слайд №2
— Ребята, обратите внимание на эпиграф.
— Как вы понимаете слова Б.Шоу? (ответы студентов)

Теперь, когда мы научились
летать по воздуху, как птицы,
плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди».
Б.Шоу

— Правильно. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими его людьми. Сегодня на занятии мы будем с вами учиться быть толерантными по отношению друг к другу, уважать индивидуальность и неповторимость каждого из вас.

— Далее, как всегда мы прослушаем притчу, которая называется «Ладная семья».
«Ладная семья»
Жила — была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возродилась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что – то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
Любовь;
Прощение;
Терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? – Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.

— Ребята согласны ли вы с тем, что написал на листе бумаги глава семьи? (Любовь, прощение, терпение…) Наша группа – это тоже маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей группе всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание. Не было ни ссор, ни ругани.
Слайд №3
— У этого определения есть свое понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ, которое вы наверняка слышали, и которое имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
С именем этого человека связано понятие «толерантность» — объясняется как терпимость.
Вы можете спросить: «А зачем же терпеть, если меня кто-то очень сильно раздражает, обижает? Это несправедливо»
Давайте попробуем с этим разобраться, покопаться в себе самих и попробовать понять, что в нас так, а что не так.
Просмотр мультфильма «Переменная облачность»
Предлагаю посмотреть вам очень известный и полезный мультфильм и ответить мне на вопрос:
Каков смысл сюжета? Все дети появляются на свет разными и не все из них белые и пушистые. Есть дерзкие и необщительные, немного грубые, но они есть. Жить было бы неинтересно. У каждого человека своя индивидуальность.
Упражнение «Посмотрите, это я»
Предлагаю вам выполнить следующее задание: на шаблонах дорисовать свои самые отличительные особенности, листы переворачивают, затем все присутствующие узнают участников по этим признакам (музыкальное сопровождение). Значит можно сделать вывод: Различия дополняют и обогащают общество, чтобы жить в мире, где столько разных людей. Мы разные, но мы равные.

— Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.). Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить? Хорошо или плохо, что мы все разные? Как жить в мире, где столько разных людей? . (демонстрируются шаблоны одинаковых людей)

Буквенный анализ понятия «Толерантность». Слайд №4
— Давайте попробуем понять значение слова толерантность путем проведения буквенного анализа данного слова. При выполнении данного задания на доску вывешивается цветными буквами слово «Толерантность».

Т – терпение
О – ответственность
Л – любовь
Е – единство
Р – радость
А – активность
Н – надежность
Т – товарищество
Н – нравственность
О – общение
С — сострадание, сотрудничество, справедливость
Т – терпимость
Ь

Упражнение «Конверт откровений»
— А сейчас я предлагаю каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из «Конверта откровений» один из помещенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. (Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказаться о том, что волнует, интересует студентов, узнать их ценности, убеждения и т. д.)
Вопросы:
Если бы ты мог(ла) перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это.
Если бы ты смог(ла) на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрал(а)? Почему?
Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал(а)?
Если бы ты в течение одного дня был невидим(а), то как бы ты этим воспользовался?
По каким критериям ты выбираешь себе друга (подругу)?
В какой стране ты хотел(а) бы жить?
Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели?
Если бы ты поймал(а) золотую рыбку, то какие бы три желания ты загадал(а)?
— Мы узнали, какие интересы у вас, какими прекрасными ценностями вы обладаете, что вас волнует. Хорошо, что вы были все откровенны. Спасибо.

— Ребята, скажите, пожалуйста, может ли человек обойтись без общения с другими людьми?
— Но ведь все люди разные – что помогает нам находить общий язык с другими людьми?
— А вам в группе нужно уметь находить общий язык друг с другом? Для чего?

-Иногда мы невольно обижаем людей, не замечая серьезности наших поступков, а бывает, что сами уделяем чрезмерное внимание мелочам, обижаемся по пустякам. Попробуем разобраться, на что нужно обращать внимание, а что можно считать мелочью жизни.

Упражнение «Мелочи жизни».
У студентов сигнальные карточки (красные и зеленые).
— Если вы считаете поступок, о котором я скажу, мелочью жизни, то поднимите красную карточку, а если так не считаете, то зеленую. Приготовились?
Студент опаздывает в колледж, при входе всех расталкивает — это…
Входит в кабинет человек со всеми здоровается – это …
Говорить в любой ситуации спокойным, ровным голосом – это …
Плакать по пустякам – это …
Сидеть за столом, чавкать и болтать ногами – это …
Сердиться, если не попал на просмотр фильма – это …
Глотать наспех обед в столовой – это …
Вы опоздали на запланированную встречу – это…
— Каких же карточек вы поднимали больше? Получается, что вы правильно понимаете: с детства надо заставлять себя делать не только то, что хочется, но и то, что надо. Не нужно, чтобы небрежность в человеческих отношениях вошла в привычку.
— Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот.
— Подумайте, всегда ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Понять непохожих на нас людей.
— А всегда ли мы может сказать комплименты в адрес другого человека, если мы обижены на него, или извиниться, если обидели сами?

Упражнение «Волшебный стул. Комплименты»
Участник садится на стул, берёт волшебную палочку, машет ей, после чего все остальные говорят о нём только хорошее.
— Что вы почувствовали, сидя на этом стуле? Если вы толерантны, вы умеете делать комплименты.
— В первую очередь толерантность проявляется дома, в колледже, в обществе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся интолерантными. У каждого человека есть право выбора. Как нам стать толерантными? Прежде всего, надо остаться самим собой, видеть свои ошибки.

Упражнение «Волшебный стул. Прощение»
— Скажите, пожалуйста, как часто вы обижаете окружающих вас людей?
Предлагаю вновь поучаствовать в упражнении «волшебный стул» и выполнить следующее задание: участники садятся и просят прощения друг у друга.
— Просить прощения и прощать очень сложно, слабые люди на такое вообще не способны. Я считаю, что прощать сложнее, чем просить прощения. А вы как думаете?
— Если вы толерантны, вы умеете просить прощения и прощать.
Рассказ «Болезнь непрощения»
В далекой жаркой Африке в прохладной воде тихого озера жил Бегемот. В одно прекрасное утро он заболел невиданной и заразной болезнью, которой на целый день заразились и заболели все жители озера. А как это всё произошло, вы сейчас узнаете.
В то самое утро очень-очень рано Бегемота разбудил чей-то крик. А потому с утра у него было плохое, можно сказать, прескверное настроение. Он немного повалялся на дне озера, а потом всплыл наверх и подался к берегу, чтобы найти себе пищу. В тот самый момент, когда его спина показалась из воды, на него приземлились маленькие птички. Такое часто случалось и раньше, и Бегемот всегда прощал разгуливающих по его спине птиц. Ведь на спине у Бегемота любили жить разные червячки, жучки и комары, от этого его спина сильно чесалась, а птицы, склевывая насекомых прямо со спины, очень ему помогали.
Но в этот раз одна из птичек клюнула Бегемота чуть сильнее, а Бегемот вдруг взял, да и не простил ей этого. Он неожиданно рассердился и стал прогонять со своей спины всех птиц. Поворачиваясь, он нечаянно наступил на хвост Крокодилу, лежащему на берегу. Крокодил тоже сильно рассердился и почему-то тоже не захотел простить Бегемота. Но Бегемот был большой и сильный, а потому Крокодил решил от злости укусить кого-нибудь поменьше себя и погнался он тогда за зубастой Щукой. Еле уплыла Щука от Крокодила, но при этом и она успела заразиться от него непрощением. Вместо того чтобы простить и успокоиться, она решила сделать что-нибудь плохое маленьким лягушкам. Щука стала за ними гоняться, а лягушки еле-еле успели доплыть до берега и выпрыгнуть из воды. Рассердились лягушки на злую Щуку, тоже не захотели ее прощать и стали гоняться за комарами.
Растревожили лягушки всех комаров, мирно сидящих в траве. Целое облако комаров взлетело над берегом озера. Увидели комары, что на спине у Бегемота нет ни одной птицы, и дружно сели к нему на спину. Вскоре над озером раздался рев. Это ревел Бегемот, потому что на его спине комары устроили себе настоящий пир. Зачесалась у Бегемота спина, начал он опять крутиться и снова наступил на Крокодила. А Крокодил опять рассердился и погнался за Щукой. И так целый день все гонялись друг за другом.
Только к вечеру, когда все озеро ужасно переполошилось и наполнилось ревом и криками, решил Бегемот простить птичек и опять пустил их к себе на спину. Птички прогнали комаров, и Бегемот, наконец-таки успокоился. Следом за Бегемотом успокоился и Крокодил. Он простил Бегемота, потому что тот перестал наступать на его хвост. Щука простила Крокодила и перестала злиться на лягушек, а лягушки перестали обижаться на Щуку и больше не трогали комаров. Так к заходу солнца над озером вновь воцарилось спокойствие и тишина, а его обитатели погрузились в мирный сон.
В далекой Африке до сих пор вспоминают ту странную болезнь. Долго спорили между собой звери и птицы, что же за болезнь была у жителей озера и почему они целый день так ревели и гонялись друг за другом. И после долгих споров с помощью мудрого льва звери придумали этой болезни название – болезнь «непрощения».
— Чтобы не остаться в этой жизни одному, надо уметь прощать и просить прощение.

Хоровое пение «Дорога добра»
Рефлексия:
— В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина «Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить». Одним словом «Мы выбираем — Толерантность», вот тогда вы будете толерантной личностью, а ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным.

— Наше занятие окончено. Спасибо за участие.

Мироняк А.А.,
Педагог-психолог

Share.

Leave A Reply